Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1028
3 Июня 2014


Так уж устроен человек, в силу своей падшей природы, что все встречающееся в жизни он силится понять, а не поняв — отвергает. И чаще всего дает сниженное толкование всякому явлению, которое он не смог постичь. Христианский подвиг отвержения мира для взора обычных людей, по слову Самого Спасителя, — соблазн и безумие. А если уж завести речь о великом и таинственном подвиге юродства Христа ради, то для многих из нас — это вовсе что-то непостижимое.

Что обычно знают люди? Что среди святых, почитаемых Церковью, есть такая категория, которая отказывалась ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали час­то и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм.

Для чего они это делали?

Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, которое возможно даже при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Конечно, эти добродетели христианин может обрести другим путем. Но путь юродства в этом смысле — самый радикальный: намного тяжелее оставаться смиренным, терпеливым и бесстрастным, когда тебя постоянно подвергают таким испытаниям.

Ключ к пониманию этого подвига — его полное наименование. Не просто «юродство», а «юродство Христа ради», потому что центральный момент, который характеризует юродивого-христианина, — не то, что его образ жизни внешне напоминает поведение сумасшедшего, а то, что слова он произносит и поступки совершает во имя Христа и во Христе.

А может они — душевнобольные?

В обществе в ходу слово «юродствовать», причем носит оно осуждающий оттенок: «Ну хватит юродствовать!» Действительно, некоторые люди иног­да начинают вести себя как юродивые, совершают шокирующие общество вещи, эпатируют публику. Но это фальшивые юродивые. Такими людьми движет гордыня и желание добиться успеха в глазах общественности.

Мотивация юродивых — прямо противоположная. Тот, кто стал юродивым, теперь живет не для себя, а для Христа и для других во Христе. Он ищет не славы, а презрения. У него цель не быть успешным в глазах общественности, но, наоборот, высветить тщеславие людей, которые такого успеха жаждут. Главное качество юродивого — смирение. Именно оно позволяет безоши­бочно отличить настоящего юродивого от фальшивого.

Например, Ксения Блаженная по ночам тайком таскала кирпичи для строящегося храма. Но не делала она это прилюдно, да еще с какими-нибудь словами обличения. Не того она искала. И молилась, воздев руки, ночью же на кладбище, а не днем на ступенях, скажем, кафедрального собора.

Часто скептики высказываются подобным образом: может быть, из-за отсутствия в древности психиатрии блаженных почитали святыми, а они всего лишь душевнобольные?

Если юродивые и бывают похожи на сумасшедших, отличить их от душевнобольных совсем несложно. Духовники юродивых, их близкие и просто те, кто незаметно наблюдали за ними, — все говорили о том, что в личном общении и наедине юродивые ведут себя совершенно нормально. Вся ценность юродства заключается в том, что люди становятся такими добровольно и свободно.

История

Подвиг юродства — специфически православный. Католичес­кий и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.

Один из путей его возникновения — продолжение подвига аскетов-восков. Церковный историк Евагрий (=600) рассказывает в своей «Церковной истории» о достигших высшего уровня аскетического делания так называе­мых восках, или травоядцах, — аскетах, которые питались травами и растениями. Некоторые из этих аскетов вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг — ходили в одних набед­ренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение вызывало у окружающих неприятие, презрение, многие обвиняли восков в притворстве. Они же проявляли совершенное бесстрастие, достигнутое аскетическим подвигом.

Еще один путь возникновения описываемого явления видится в том, что юродство как тип поведения использует ту внешнюю модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V–VI веках около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. История показывает, что в это время многих юродивых принимали за одержимых.

Юродство на Руси

В поздневизантийский период наметились начатки того, что полным цветом расцвело в Русской Церкви, принявшей духовную эстафету. Подвиг юродства на Руси стал гораздо многочисленнее, но наряду с этим он стал обретать и иные черты. Юродивые все чаще стали восприниматься как «Божии люди», как в древности пророки Израиля, обличавшие грехи и пороки отдельных людей и общества, даже властителей.

Таким образом, юродство на Руси по большей части — не только подвиг смирения, но и форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость мира, и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. На Руси юродивые стали воплощением совести народа.

На духовной страже

Церковь Христова — Богочеловеческий организм, и вот в той мере, насколько он человеческий, Церковь как институция имеет склонность, тенденцию к тому, что внешние формы церковной жизни заслоняют внутреннее содержание, что члены ее могут чрезмерно увлечься земными реалиями: властолюбием, богатством — словом, духом мира ceго.

Пророки, старцы, юродивые — это напоминание о подлинной природе Церкви, о том, что это Тело Христово, которым руководит Святой Дух, что это Царство Божие, и Оно не от мира сего (Ин 18: 36). А еще — напоминание, в пику обрядовости, формализму и морализаторству, что буква убивает, а дух животворит (2 Кор 3: 6). И апостол Павел также подчеркивает, что христианство — безумие для мира (1 Кор 1: 17–27), и от имени всех христиан говорит: мы безумны Христа ради (1 Кор 4: 10).

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.