Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1032
19 Июня 2014



Воцерковляющийся человек, только начинающий читать духовные и богослужебные книги, не может не заметить, что в них чаще, чем по имени, Господь Иисус Христос называется Спасителем. У некоторых возникает вопрос: а от чего же Он нас спас? Учение о спасении — это центральное положение христианского вероучения. Это центр, средоточие христианства. Только потому нам и открыты догматы о Святой Троице, о Боговоплощении — чтобы мы смогли выработать правильное отношение ко Христу и понять центральную истину христианства: от чего нас спас Христос.

С первых же страниц Библии мы узнаем, что на самой заре человеческой истории все пошло наперекосяк. Случилась катастрофа, и вся дальнейшая история — длительное излечение Богом человека.

Эта катастрофа — грехопадение прародителей, первых людей. И второе важное обстоятельство, которое мы узнаем, — что в результате этого грехопадения произошли некие последствия, а именно: человеческая природа в грехопадении претерпела онтологическое изменение, или онтологическое повреждение.

Преподобный Максим Исповедник выразил суть этого, назвав три вещи: смертность, тленность и страстность, — вот что вошло в природу человека, созданного бессмертным, нетленным и безгрешным. Это изменение носит необратимый характер, все люди рождаются с ним. И никто не может от этого избавиться. И даже если бы кто-то избавился — он бы не мог это передать другим.

Новоначальный христианин, каким бы ни было поначалу прекрасным его восприятие обретаемой веры в розовых очках неофитства, неожиданно, в лоб, сталкивается с непреодолимым препятствием. Это препятствие — осознание необходимости духовного труда над собой, распятия порока в себе, восшествия на свой личный крест по примеру Христа.

Спасение поэтому состоит в том, чтобы освободиться от тленности, смертности, страстности. Это корень понимания — освободиться от этих трех вещей, от этого онтологического повреждения.

Путь к спасению — воскресению со Христом — лежит через Крест. Иисус воскрес — но чтобы воскреснуть, надо сначала умереть. Так и наш путь к Полноте Жизни, то есть к жизни вечной, бессмертной, в обновленном и исправленном от последствий грехопадения теле, лежит через смерть. Смерть остается нашим «последним врагом», как пишет апостол Павел, и этот враг будет окончательно побежден при том явлении, которое мы называем «вторым пришествием Христа», которого ждем. Когда Бог будет явлен как все наполняющий и Его присутствие будет ощутимо восприниматься всеми нами. Христос искупил нас, поэтому смерть не поработит нас навеки, но отпустит, и мы вновь вернемся к жизни в обновленных телах.

Искупительный подвиг Спасителя в конечном счете имеет один плод — спасение, обожение человеческой природы. Однако в богословии это рассматривается как совокупность нескольких составляющих.

Освобождение от наказания. Добровольно приняв смерть за всех нас, Господь освободил нас от наказания. Поэтому Бог прощает человека и люди перестают быть по природе чадами гнева Божия (Еф 2: 3).

Очищение от грехов. Прощение Богом человека предполагает изменение бывшего грешника. Апостол Павел говорит: «Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евр 9: 14). Апостол Иоанн Богослов учит, что Господь очищает нас от всякого греха (1 Ин 1: 7). Таким образом, на основании свидетельства апостолов можно утверждать, что жертва Христова имеет всеобъемлющее очистительное значение: нет такого греха, который не мог бы быть очищен силой жертвы Христовой.

Но освобождение совершается не автоматически, а при свободном участии человека через покаяние и личный подвиг.

Примирение с Богом. Согласно апостолу Павлу, Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор 5: 19). Поэтому мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф 2: 19). Таким образом, вследствие искупления люди становятся сынами Божиими.

Искоренение последствий грехопадения: греха, проклятия, диавола и смерти. Своей Крестной жертвой Господь освобождает нас от проклятия, которое выражается прежде всего в отлученности от Бога, в невозможности для человека богообщения, и возвращает нам возможность общения с небом и небожителями.

Своим сошествием во ад Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1: 12–13).

Восприняв нашу природу, Христос не исправил ее автоматически во всех людях. Он сделал это в Самом Себе. Его плоть, воскресшая из мертвых, — это начало «нового творения», то есть начало того будущего качества жизни, в котором смерть побеждена и больше не владеет людьми.

Этой преображенной Плоти и Крови мы и причащаемся в таинстве Евхаристии, вкушая их как прививку жизни вечной, как залог бессмертия.

Действительно, многие говорят, что, мол, раз Христос избавил нас от смерти, почему мы все же умираем, и праведники — тоже? А вы подумайте: кем бы стал человек? Бессмертным грешным плотоносцем! Бесы — греховны, но бесплотны, а человек стал бы хуже диавола…

Поэтому заслугой Христа сама смерть наша стала не концом, не приговором, а вратами в бессмертие. Это как разрыв порочного круга. Мы не можем изменить нашу природу, пока сами не умрем и не воскреснем.

Дарование полноты благ. Дарование полноты благ означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать, причем эта благодать изливается на человека неограниченно, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин 3: 34). Апостол Павел говорит даже об обилии благодати (Рим 5: 17) и задает риторический вопрос: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8: 32).

Обожение. Главным следствием искупительного подвига Спасителя, в котором исполняется цель существования человека, по учению отцов Церкви, является обожение. По словам святителя Афанасия Великого,«Содетель и Зиждитель… само Божие Слово… вочеловечилось, чтобы мы обожились». Обожение представляет собой сообщение человеку полноты совершенства, превосходящей совершенство первозданного человека.

Самое главное на пути воцерковления — осознать свое полное бессилие в деле спасения и острую необходимость, нужду в Спасителе, личном Спасителе, Который бы взял на себя все твои тяготы и понес их за тебя.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.