Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1056
6 Августа 2014


Тема взаимоотношений Бога и человека продолжает волновать наших читателей. Вопросов много, и среди них особняком стоят те, что связаны с непосредственным общением христианина и Создателя. Почему, к примеру, православный христианин обращается ко Господу на «Ты», несмотря на Его «высокое» положение? Какое место занимает в общении человека с Богом Крест? Может ли обычный мирянин самостоятельно толковать Священное Писание, и куда может привести такая вольность? Прояснить эти и другие, подчас непростые, вопросы согласился старший священник Никольского собора в Нижнем Новгороде, руководитель отдела по делам молодежи Нижегородской епархии, известный писатель протоиерей Владимир Гофман.

Почему в молитве «Да воскреснет Бог…» мы обращаемся к Кресту как к одушевленному лицу?

— Вопрос протестантский. Они и представители некоторых сект укоряют православных в идолопоклонстве, будто мы поклоняемся неодушевленному предмету, да еще и обращаемся к нему как к одушевленному. В чем же тут дело? Начало молитвы «Да воскреснет Бог…» взято из 67-го псалма, а он обращен к Богу. Так и тут: через обращение к Кресту мы обращаемся к Богу, то есть это обычная метафора (средство художественной выразительности образа), каких в Священном Писании немало. Например, в книге Исход: «и покраснеет луна, и устыдится солнце» — подобное поэтическое обращение к неодушевленному предмету как к живому. А то, что мы поклоняемся Кресту — так то же Священное Писание учит нас поклоняться святыням. «Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс 5: 8).

Почему в молитвах к Богу мы говорим Ты, а не Вы?

— Ответ может быть многозначным. Во-первых, к Богу мы обращаемся на Ты по любви, как к Отцу. Во-вторых, Сам Господь учил молиться апостолов так: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое…» (Мф 6: 9–13; Лк 11: 2–4). Ну и в третьих, в образцах древних молитв на арамейском, греческом, еврейском языках не использовалось местоимение второго лица множественного числа в качестве уважительной формы обращения. И к простому человеку, и к царю, и к Богу обращались на ты. Впрочем, как видите, одно вытекает из другого.

После Страшного суда останется ли такое понятие, как «время»? Не могу представить себе вечность.

— Думаю, и не надо представлять то, что представить невозможно. Человеческий разум ограничен. И слава Богу, который создал мир во времени: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1: 1). В начале — то есть до этого времени и пространства не существовало (Сам Бог находится вне этих категорий). Созданный Богом мир существует во времени до момента, определенного Им же. Придет час Страшного суда — и «времени уже не будет» (Откр 10: 6).

Можно ли употреблять в пищу продукты со знаками кошерности? Халяльные? Как в наше время соблюдается апостольская заповедь о невкушении идоложественного?

— Это зависит от ваших внутренних установок. Кто-то относится к понятию идоложертвенного более строго, кто-то менее. Мне кажется, что это не главное. Давайте читать и перечитывать апостола Павла: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор 8: 4). «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8: 8). Но «берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор 8: 9–13). А последнее уже очень важно.

Нужно ли детям соблюдать пост? Как они будут относиться к нему, когда вырастут из-под родительской власти? В свете нововведений в право (речь о ювенальной юстиции), не желая поститься, дети могут пожаловаться на родителей, принуждающих их.

— Ответ на вопрос, нужно ли поститься детям, сугубо индивидуальный. Тут общих рецептов нет и быть не может. Если семья православная и все члены ее участвуют в богослужениях, молятся дома, если взрослые соблюдают посты, то и вопросов почти не возникает — ребенок с радостью идет вслед за самыми близкими ему людьми, до определенного возраста считая, что все, что делают папа и мама, совершенно правильно. Если же он наблюдает обратную картину: мама молится, а папа в это время смотрит телевизор, оглашая пространство комнаты воплями восторга от забитого гола… А время Великого поста. А малышу мама говорит, что поститься надо. Думается, ненадолго хватит у того послушания — пример папы возьмет, безусловно, верх.

Ну, а насчет прав ювенальной юстиции могу сказать одно: есть эти права или нет, принуждать молиться и поститься не нужно. Родительская власть недолгая, а принуждение даст обратный эффект. Самое лучшее средство в воспитании детей — личный пример. Молитесь, не стесняясь, поститесь в меру сил «постом приятным», а не фарисейским: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6: 16–18) — и дети ваши увидят и оценят свет и радость православия, и не со стороны, а от своих родителей.

Допустимо ли толковать Священное Писание, не имея специального образования? Почему в богословии вообще кроме остроты ума важна чистота сердца?

— Мы свободны, и никто нам не может запретить то или иное действие. Однако «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает», говорит апостол (1 Кор 10: 23). Поэтому не следует самому толковать Священное Писание: на то есть творения святых отцов. А то ведь заблудиться очень легко. И такие большие умы, как, например, Лев Николаевич Толстой, теряли дорогу, беря на себя смелость по-своему толковать Библию. А чистота сердца нужна не только в богословии, но и в нашей повседневной жизни, тем паче что Господь обещал таким людям лицезреть Бога (Мф 5: 8). Есть ли за труды бо,льшая награда?

Беседовал Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.