Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1067
7 Октября 2014


Что можно делать некрещеному в храме? Какова участь умерших в дни Пасхи? Как подготовиться к исповеди? На вопросы отвечает протоиерей Сергий Муратов, настоятель Владимирской церкви поселка Бабушкино города Дзержинска.

Говорят, что в течение сорока дней после Пасхи Христовой двери рая открыты всем умершим. Правда ли это? Можно ли обращаться к моим родителям, если они умерли в этот период, для того, чтобы они там «замолвили словечко»?

— Чтобы иметь представление о том, кто попадет в рай, прочитайте, пожалуйста, отрывок из Евангелия от Матфея — гл. 25, ст. 31–46. Но еще нужно знать одно необходимое условие — покаяние. Без этого никак нельзя. Ради этого Господь воспринял образ человека и пришел к нам, чтобы спасти нас от погибели во грехах. Мы так и называем Его — Спаситель. И еще много разных условий, которые должен выполнять христианин: вера, милосердие, кротость, воздержание и, наконец, любовь к Богу и ближнему.

Но даже исполняя все это, как говорится в одной из покаянных молитв, «праведник едва спасается». Поэтому православный христианин должен понимать, что те добрые дела, которые он совершает Христа ради, — это его обязанность, долг. Какая уж тут награда за то, что мы просто обязаны делать! Человек спасается милостью Божией — и только ею.

А попадают ли умершие в рай в течение сорока дней после Пасхи — так это народное поверье, которое не имеет оснований в православном вероучении о загробном пребывании души. А за родителей надо молиться, тем более если смерть постигла их внезапно и они не были готовы к исходу. Я имею в виду, что они отошли без покаяния, без исповеди, Святого Причастия. Просить их о том, чтобы они «замолвили словечко», не следует. А вот самим обращаться к святым угодникам Божиим в молитве — нужно.

Что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения, молиться, петь?

— Собирающихся креститься, но еще не крещеных людей раньше называли оглашенными.

Это те, кто публично заявил о своем намерении стать христианином, услышав проповедь Евангелия, и готовился принять таинство Крещения. А в первые века христианства крестили не каждый день, а только на Пасху.

И к такому важному событию человека долго готовили. Он имел возможность приходить в храм на богослужение, но находился там только до того момента, пока не начинался Евхаристический канон: на нем могли присутствовать только те, кто уже принял Крещение. Их называли верными. В дни Святой Четыредесятницы — Великого поста, когда оглашенные готовились ко Крещению, они могли находиться в притворе — своеобразной «прихожей» храма, через которую в него и входят.

В древности в притворе совершались некоторые части богослужения. Там же стояли и оглашенные. Теперь это место стало проходным. Но когда-то притвор играл громадную роль. С теми, которые еще не были крещены, находились те, кто был исключен из церковного общения: кому нельзя было причащаться, потому что они нарушили какие-то основные правила христианской жизни. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых из притвора в храм дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением.

Как только произносились слова ектении «Елицы оглашении, изыдите…», так тотчас же оглашенные должны были быстро покинуть храм. Некоторые просто выбегали. Сохранилась даже поговорка — вылетел, как оглашенный (то есть быстро). Сейчас никто не выбегает при этих словах. Если человек имеет намерение принять Крещение, то в наше время ему никто не запретит присутствовать на литургии, других службах, молиться вместе со всеми для более глубокого осмысления предстоящего события. Но исповедоваться, причащаться и совершать другие таинства не полагается.

Как приготовиться к исповеди? Как вести себя во время исповеди и потом, когда причастишься?

— Слово «исповедать» означает — открыто признать. Открыто признать то или иное обстоятельство в жизни. Исповедать грех — значит открыто признать свою греховность, и не просто расхожей фразой «всеми грехами грешен (грешна), Господи», так как это сродни народной поговорке «масло масляное». То, что человек от рождения имеет склонность ко греху (первородный Адамов грех), является догматом Православной Церкви.

Задача человека — суметь заглянуть в глубину своей души и обнаружить в себе повреждения, нанесенные образу Божию, который находится в каждом человеке. Об открытости признания своей греховности говорит наличие свидетеля, каковым является священник и которому в таинстве Священства дана особая благодать «вязать и решить» (Мф 18: 18.).

Принимая исповедь, священник от Лица Божия как законно поставленный на священнослужение имеет право разрешить от греха, то есть перевести из состояния человека греховного в состояние прощенного. При условии, если есть раскаяние. Раскаяние, покаяние — это такое состояние души, когда появляется чувство, прямо противоположное содеянному. Когда появляется хотя бы намерение исправиться от греха и устраивать свою жизнь в добродетели. Следует обратить ваше внимание на то, что видение собственных грехов есть особый дар Божий, и без молитвы этого, как правило, не достигнуть.

Чтобы распознать в себе грех, нужно еще знать, что такое грех. Хотя человеку от Бога дано врожденное понимание греха — совесть. Она-то и не дает чувствовать себя, как говорится, комфортно. Но это при условии, что совесть жива, не спит, не убита и не выжжена.

Слово «грех» в понимании русского человека интуитивно воспринимается как нечто неправильное. И действительно, это переводится как «непопадание в цель». Если цель жизни христианина — спасение души через исполнение Божиих заповедей, то неисполнение этих заповедей и есть «непопадание в цель» — грех.

Сейчас, при наличии православной литературы, можно обратиться за помощью к трудам святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), митрополита Антония Сурожского и многих других. В церковных лавках можно попросить пособия «В помощь кающимся», «Как приготовиться к исповеди».

Но даже если у вас этого нет, потрудитесь разыскать Десять заповедей, данных Богом Моисею на Синае, откройте их перед собой и постарайтесь честно ответить самому себе: почитаю ли я Бога так, как Он от нас этого ожидает? не подменил ли я Его служением своим кумирам— идолам? оставляю ли я для Него время в стремительном потоке дней? родители и близкие не пострадали ли от моих беззаконий? А уж «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не клевещи», «не завидуй» — об этом имеют понятие даже люди, никогда не читавшие Священного Писания.

Как правило, искренно желающий покаяния человек по всем десяти пунктам дает утвердительный ответ — согрешил. Итак, исповедь (открытие греха в первую очередь самому себе и, конечно, Богу в присутствии священника) и покаяние (исправление, искупление грехов молитвою и добродетелями) — как два крыла у птицы, позволяющие ей взлететь. Как известно, с одним крылом птица не полетит — будет биться о землю, но не взлетит. Так и при исповеди без раскаяния и от покаяния без исповеди пользы человеку мало.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.