Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1085
25 Ноября 2014


Крещение ребенка в невоцерковленной семье. Ответственность крестных за своих крестников перед Богом. Влияние на судьбу и жизнь ребенка молитвы или проклятия матери. Обо всем этом — газетная версия прозвучавшей в эфире радио «Образ» беседы с клириком прихода церкви в честь святителя Николая Чудотворца (рабочий поселок Дальнее Константиново) иереем Андреем Макеевым.

Отец Андрей, среди тех, кто крестит детей в младенчестве, немало «прохладно верующих» или вовсе атеистов. Они объясняют свои действия тем, что «так все делают». Нужно ли вообще крестить ребенка в невоцерковленной семье?


— Крещение — это личный выбор человека. В христианской семье дети должны быть продолжателями веры родителей. Родители хотят им блага (ведь каждый родитель хочет этого своему ребенку), а видят они благо именно в Крещении. Поэтому в христианских семьях Крещение совершается и над младенцами. А если ребенка крестят в невоцерковленной семье, то большая ответственность ложится на восприемников, то есть его крестных. В настоящее время, к счастью, возобновляется практика предварительных бесед перед совершением таинства Крещения. И пока ребенок еще малолетний и не может сам открыто исповедовать свою веру, восприемники дают обещание делать это от его имени.

К сожалению, часто крестные очень легко и поверхностно относятся к своим обязанностям. Увы, нередко, когда начинаешь беседовать, видишь, что люди абсолютно не понимают ту меру ответственности, которую возлагают на себя. Восприемничество обязывает самого крестного вести соответствующий образ жизни. Человек, находящийся в блудном сожительстве, в незарегистрированном браке, в беспорядочных связях, не может быть восприемником ребенка.

Получается, что восприемник потом ответит за этого ребенка перед Богом?

— Крестный не за все отвечает в жизни ребенка, а лишь за то, чего не дал ему, за те усилия, которых не приложил к его воспитанию. Восприемничество не ограничивается поздравлениями с днем рождения, игрушками и застольем с родителями в день именин. Оно — в знакомстве ребенка с традициями православия, в участии в его воспитании, воспитании духовном. Конечно, и с родителей никто эту ответственность не снимает.

Почему такое значение придается материнской молитве? Обладает ли она особой силой?

— Отношения с Богом строятся по принципу наших отношений с родителями. Как у нас есть родители, так у нас есть и Господь. И власть, которую имеют родители над детьми, дал Бог. Есть заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог тебе дал». Эта заповедь с обетованием, как говорит апостол Павел, значит: «Делай так и получишь это».

Определенная власть, которую имеют родители над своими детьми, позволяет им в молитве рассчитывать на нечто большее, чем молитва другого человека. Дети — это ведь плоть от плоти их. Та любовь, которую испытывают мать или отец к своему ребенку (в первую очередь мать, так как она более дерзновенна перед Богом, с большей верой просит), подчас и позволяет получить просимое.

Святитель Василий Кинешемский в своей книге «Беседы и толкования на Евангелие от Марка» приводит случай из жизни Кондратия Рылеева, известного декабриста. В отрочестве он очень сильно занедужил, у него была сильная горячка, и существовала угроза жизни. Его мама слезно, не один день молилась, обращаясь к Господу, о даровании мальчику здоровья.

В сонном видении Господь открыл ей будущее сына: что закончит он печально свою жизнь на этой земле, и спросил ее: «Согласна ли ты на его выздоровление ради такой его земной кончины?» На что она ответила: «Да, я согласна на все ради здоровья моего сына». Утром горячка оставила Рылеева. И, как мы с вами знаем, Кондратий Рылеев был в числе пяти казненных декабристов. Это еще один пример материнской молитвы, не совсем, может быть, правильной.

А если, например, родители в гневе проклинают своих детей. Подобно усиленной родительской молитве родительское проклятие может иметь усиленное действие?

— Нужно всегда помнить, что все события нашей жизни происходят с нами по воле или попущению Божиему. Если родители в гневе что-то произносят, конечно, определенная сила здесь присутствует. Но это совершается не механически. Когда мама неправа и сказала ребенку что-то плохое, нельзя думать, что автоматически винтики повернутся — и жизнь ребенка пойдет неверным путем. Господь всегда поправляет наши проступки, и родительские в том числе.

Промысл Божий действует в мире неотступно и пытается изменить даже плохие намерения, плохие поступки, направить их во благо. Поэтому здесь все очень индивидуально, и нельзя сказать: «Все, теперь ситуация детерминирована. Как бы ни жил ребенок, он уже обречен на неудачи в этой жизни».

А вообще проклятия — что это такое? Имеют ли они какую-то силу?

— Как такового понятия проклятия не существует. Если мы начинаем в него верить, в первую очередь начинаем вести себя таким образом, что позволяем внешним силам из мира духовного, по отношению к нам настроенного враждебно, входить в нас, вмешиваться в нашу жизнь. И тогда эти проклятия, так называемые сглазы, начинают действовать.

Человек в Крещении получает благодать и защиту от Бога. И если он является верным чадом Православной Церкви, если он ведет духовную жизнь, регулярно исповедуется, причащается, молится, если он не допускает в себя всевозможную нечистоту, то навредить этот враждебный внешний духовный мир его воле никак не может. Если только Господь попустит этому человеку впасть в определенные трудности.

Мы знаем такие примеры: подчас и праведники впадали в некие сложные жизненные обстоятельства, которые служили только к укреплению их веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Человек добровольно впускает в жизнь эти сущности, ведя распутную жизнь, злоупотребляя спиртными напитками, иными средствами, которые вводят сознание в помутнение. Когда ты открываешь свое сердце, тело, душу греху, ты остаешься безоружным, тем самым приглашая для участия в своей жизни другие силы. Если ты не принимаешь Бога, то на его место придут иные сущности. Духовная жизнь пустоты не терпит.

Хуже, когда человек добровольно впускает в свою жизнь эти сущности. Самый яркий пример — обращение к экстрасенсам, бабкам, гадателям. Люди приходят, просят помощи — и потом удивляются, почему в их жизни происходят очень серьезные изменения, вплоть до того, что они начинают слышать голоса, у них появляются головные боли, видения. Они приходят к священнику на исповедь и говорят: «Никакого общения с дьяволом я не допускал в свою жизнь. Почему со мной такое происходит?» Сам факт обращения к бабке, к целителю, к гадалке уже является свидетельством добровольного принятия, приглашения в свою жизнь этих сущностей. К сожалению, люди опрометчиво к этому относятся и не всегда отдают себе в этом отчет.

То есть сами проклятия — пустой звук?

— Я полагаю, да. Православный человек не должен на этом концентрироваться, никоим образом об этом не следует думать. Ему нужно с человеком, который накладывает на него проклятие, примириться, если согрешил против него, попросить у него прощения, помолиться за клянущего его (это просто необходимо). Православный христианин верит, что все в этом мире происходит по воле или попущению Божиему. Поэтому в данном случае вера в проклятие значит, что Бог отстраняется. Понимаете, наша вера в проклятие — это практически симпатическая магия, вера в механизм, на который Бог повлиять не может. А это неправда. Бог может повлиять на все. Поэтому автоматически ничего случиться с человеком не может, если он сам к этому не приложит каких-то усилий.

Завершая наш разговор о проклятиях, хочу привести цитату игумена Никона (Воробьева), который в своих письмах пишет: «Твердо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему, потому что с ним всегда будет помощь Божия».

Беседовала Надежда Спирина
Печатную версию подготовила Татьяна Юдина


При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.