Новости Новгородской митрополии

1 Марта 2015

1 марта 2015 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода.

 

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Софийского собора протоиерей Александр Ранне, протоиерей Виктор Петернёв, протоиерей Алексей Судоса; и. о. наместника Свято-Юрьева мужского монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), насельник Свято-Юрьева монастыря иеромонах Григорий (Побожин), клирик Софийского собора священник Николай Полозов, клирик церкви св. ап. Филиппа священник Павел Дёмочкин, клирик Покровского собора священник Михаил Терещук.

По окончании Литургии был совершён чин Торжества Православия.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского кафедрального собора под управлением регента Светланы Михайловой.


О чине Торжества Православия

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утверждённое обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божья подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слёзы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божью Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигали.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить своё заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эту службу значительно дополнили за счёт включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нём утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия ввели в XIV в. Он состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как, например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имён до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия исправили и дополнили митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключили как множество имён, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия напечатали в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, возлежащими на аналое. Чин существенно сократили в 1801 г., в нём перечисляли только ереси, без упоминания имён еретиков. Чин не перерабатывали до 1869 г., когда из него убрали имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.


ФОТО