Новости Новгородской митрополии

4 Сентября 2015

В этом году исполняется 1000 лет со дня кончины святого благоверного князя Владимира, Крестителя Руси. В честь памятной даты в Новгородском государственном музее-заповеднике вышел в свет красочный иллюстрированный буклет «Святой князь Владимир и Новгород». О неоднозначной личности древнерусского правителя и его связи с Новгородом читателям «53 новостей» рассказал автор материалов буклета, кандидат исторических наук Василий Андреев.

 


— Василий Федорович, какие исторические источники легли в основу материалов для брошюры?

— Сейчас существует много литературы, отечественной и зарубежной, посвященной Владимиру Святому. Главные источники сведений о князе — это летописи и житие. До нас дошло много разных летописей, как древние, так и более поздние. К слову, сейчас я готовлю к публикации единственную в Новгороде Погодинскую летопись XVII века, в которой также упоминается князь Владимир. Это поздняя новгородская летопись, принадлежавшая историку Михаилу Петровичу Погодину.

Сохранилось несколько вариантов жития Владимира Святого. И тут возникает вопрос — можно ли считать житийную литературу надежным источником?

Так, великий русский историк Василий Ключевский писал, что древние жития нельзя считать достоверным историческим источником. По словам Ключевского, житие отличается от биографии так же, как и икона от фотографии. Ведь фотография, в отличие от иконы, не создает идеальный образ человека, а напротив, может показать шрамы и другие изъяны его внешности.

Отмечу, что Ключевский был верующим человеком, готовился стать священником и почти закончил духовную семинарию. Но как ученый он полагал, что назначение жития — не передать достоверно биографию, а научить современников на жизненном примере святого.


— До нас не дошли изображения Ярослава Мудрого, Александра Невского и других исторических деятелей прошлого. Известно ли историкам, как выглядел князь Владимир?

— До нас дошло одно изображение князя — на золотых и серебряных монетах, чеканку которых Владимир начал после принятия христианства. Художественное исполнение этого портрета не очень высокое — князь изображен схематично. Известно, что у него была небольшая борода и длинные усы.

Отмечу, что всего несколько музеев в России имеют в своей коллекции монеты времен князя Владимира, среди них — и Новгородский государственный музей-заповедник, который приобрел экземпляры у коллекционеров.
Золотые монеты были очень высокого качества. К слову, одна такая золотая монета потерялась на рынке в Киеве в середине XIX века. Я люблю говорить своим студентам — тот, кто найдет эту монету, обеспечит себе безбедную жизнь. Ведь такая находка обладает очень высокой ценностью из-за своей уникальности.


— Есть ли в биографии князя Владимира какие-либо «темные пятна»?

— О жизни Владимира до нас дошло очень мало сведений. Существуют различные гипотезы о спорных эпизодах его жизни. Например, ученые до сих пор не знают точно, где именно крестился сам князь Владимир, — в Киеве или в городе Корсунь в Крыму, на месте которого находится сейчас Севастополь. Я считаю, что скорее всего крещение проходило в Корсуни.


— Что подтверждает эту гипотезу?

— Византийский император Василий Второй обратился за военной помощью к Владимиру. Дело в том, что один из военачальников Василия взбунтовался и направился с войском к столице империи Константинополю. Император знал о намерении Владимира жениться на византийской царевне Анне и таким образом породниться с императорским домом. В обмен на военную помощь Киева Василий дал согласие на этот брак. Но князю-язычнику было поставлено условие — принять христианство.

Владимир помог императору и разбил войско мятежников. Однако Василий Второй не торопился выполнять договор. Тогда князь сам отправился в византийские владения в Крыму и захватил Корсунь. После взятия города из Константинополя приехала к Владимиру царевна Анна. Следовательно, и креститься князь должен был там же в Корсуни.


— Перед тем как стать князем киевским Владимир княжил в Новгороде. Обнаружены ли на раскопах какие-либо следы его пребывания здесь?

— Я неоднократно общался по этому вопросу с известным ученым, археологом Евгением Николаевичем Носовым, который уже много лет проводит раскопки на Рюриковом Городище. По его словам, с периода правления Владимира обнаружено много находок — наконечники стрел, керамические изделия и многое другое. Но вот вещей, принадлежавших лично самому князю, здесь нет.


— Как относился Владимир к Новгороду, став уже киевским князем?

— В Новгород князь приехал еще совсем молодой. Владимир был третьим сыном Святослава, великого воина древности. Когда отец отправился на войну с Византией, в Киеве княжить стал его старший сын Ярополк, а в Древлянской земле — средний сын Олег. Владимир был отправлен на княжение в Новгород по просьбе новгородского посольства и по совету своего наставника Добрыни, прототипа былинного богатыря.

К Новгороду Владимир всегда относился с почтением. Известно, что во время междоусобицы между старшими братьями Владимир бежал в Скандинавию. В бою с Ярополком Олег был убит, и старший сын стал правителем всей Руси. Тогда Владимир, собрав в Скандинавии дружину, двинулся на Киев. К его войску примкнули и новгородцы.


— Что вы можете сказать о личности князя Владимира?

— Историки оценивают князя Владимира по-разному. Известно, что до принятия христианства Владимир вел разгульную жизнь. У него было три гарема, где содержалось около 800 наложниц, а также целый список официальных жен.

Воевал он сурово, был безжалостен и жесток, как и его предки-варяги. Так, в борьбе за власть с Ярополком Владимир осадил Киев и вызвал брата на переговоры, где два варяга предательски убили его мечом.

До нас дошла история взятия Владимиром Полоцка, которым тогда управлял князь Рогволд. Согласно летописи, Владимир посватался за дочку полоцкого правителя княжну Рогнеду. Однако девушка отказала: «Не хочу розути робичича» (то есть «не хочу разувать раба»). Согласно славянскому обычаю, жена разувала мужа после похода. Рогнеда считала для себя это унизительным, ведь Владимир, сын ключницы Малуши, был намного ниже ее по происхождению.

Тогда князь решил отомстить надменной невесте. Взяв Полоцк, он убил отца и двух братьев Рогнеды, а саму девушку насильно увез в Киев и сделал своей женой. Она родила ему несколько сыновей, среди которых — Ярослав Мудрый.
Считается, что после крещения в душе князя Владимира произошел перелом. Он стал вести христианский образ жизни, стал заниматься образованием.

Известен такой эпизод. Под Киевом всегда было много разбойников. Как глава государства князь обязан был наказать преступников. Но Владимир засомневался — можно ли проливать христианскую кровь? За советом он обратился к духовным наставникам, которые уверили Владимира в справедливости суда над разбойниками.


— История не знает сослагательного наклонения, но если немного пофантазировать — приняла бы наша страна христианство, если бы князь Владимир не крестил Русь?

— Князь выступил своеобразным катализатором, но принятие христианства было неизбежным процессом. Эта религия объединяла тогда почти все европейские государства. Так, вскоре после крещения Руси христианство приняли Швеция, Дания, Исландия и другие страны.

Отмечу, что процесс христианизации был достаточно длительным. Так, известно, что почти через сто лет после крещения Руси в Новгороде было восстание новгородцев во главе с волхвом. Это означает, что несмотря на новую религию, в народе сохранились древние языческие верования. И все же победа осталась на стороне христианства. Во время восстания мятежники вошли в Детинец и бросили вызов епископу Федору. Но на стороне епископа выступил новгородский князь Глеб с дружиной и разгромили бунтующих язычников.

К слову, последний раз в новгородской летописи волхвы упоминаются в 1228 году. Они были сожжены на Ярославовом Дворе по приказу князя Ярослава, отца Александра Невского.

Светлана Горина/53news.ru