Новости Новгородской митрополии

7 Февраля 2014

Юрьевская обитель: девять столетий молитв и духовного просвещения.

«Мороз и солнце; День чудесный!» — Господи, о чем это я у монастырских-то врат? Чем хорош школьный литературный минимум: чуть что — сразу Пушкин на ум. Но ведь он и впрямь чудесен, этот день.

Стены, купола, сама земля — все залито солнцем. Спят заботливо укутанные до весны юрьевские розы, в другое время привлекающие всякого ступившего за древние стены красотой и долгоцветием. И такой покой!.. Зима — не сезон для туристов. Это летом сюда, к Юрьеву монастырю, автобус за автобусом.

Братии пора частых визитов не в тягость.

— Если у наших современников есть острая потребность припасть к духовному источнику, мы только рады, что можем этому послужить, — говорит мне иеромонах Арсений, наместник монастыря. — Приходящие из мира ведут себя подобающе. Поэтому у нас всегда тихо. Даже время течет по-другому: медленно и несуетно.

Здесь и язык, на котором с тобою разговаривают, другой. Необычен тем, что он… правильный. Безо всех этих бесконечных «как бы», без попыток заменить жестом куда-то запропастившееся слово. Оно никуда не пропадает, не спешит и не опаздывает.

Январский день, близко к полудню. Молчит колокол, созывающий к заутрене и к вечерне. И только в Архимандритском корпусе через каждый час раздаются не звоны, а звонки. Там уже десятый год располагается Новгородское духовное училище (НДУ), с открытием которого была возобновлена традиция духовного образования, прерванная на новгородской земле революцией. До 1917 года духовная семинария была в Антониевом монастыре, где сейчас университет, а училище располагалось в кремле — там ныне колледж искусств.

Десятый год... А самому монастырю — девять столетий. Через каких-нибудь пять лет. Если полагаться на III Новгородскую летопись, которая гласит, что в 1119 году при князе Всеволоде был заложен каменный собор в честь св. Георгия Победоносца. Хотя историк Николай Карамзин полагал, что основание следует относить к 1030 году, когда Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, после победы над чудью поставил деревянную церковь в честь своего небесного покровителя. Поскольку нет достоверных источников, позволяющих устранить разночтение, обе даты равноправны. В любом случае Юрьев монастырь — один из древнейших в России. Сама мысль об этом нам, созерцающим наследие, завещанное предками, внушает восхищение, гордость и благоговение.

Здесь мы у истоков православной Руси. XII–XIII века — время процветания монастыря. Свидетельством тому — знаменитая Мстиславова грамота, на протяжении столетий хранившаяся в обители, почитаемой первой по значению среди новгородских монастырей и именовавшейся даже Лаврой.

Новый расцвет

Однако к XIX веку монастырь, после реформ Екатерины II постепенно шедший к упадку, так оскудел, что в 1822 году наместник встретил нового архимандрита словами: «Отче, в обители хлеба нет вовсе, братии завтра нечего есть; денег нет у нас никаких для покупки нужного. Что повелишь делать?».

Не сразу, но новый настоятель, архимандрит Фотий (Спасский), успешно устроил хозяйственные дела, восстановив при этом строгость иноческого бытия. Стремясь, чтобы монастырь свои нужды удовлетворял собственными силами, повелел развести огороды, разбить фруктовые сады, растить лечебные травы, а также малину и барбарис «для утешения братии». Впервые за монастырской оградой появились и клумбы.

Необыкновенно много строилось: новый собор Спаса Нерукотворного, церковь Всех Святых, занявшая часть настоятельских покоев, и там же — церковь св. Алексия, митрополита Московского, Южный каменный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Западный настоятельский корпус, каменная ограда монастыря, бани и прачечная…

И по смерти настоятеля работы не прекращались еще не один год. Так, в 1841 году завершилось строительство новой трехъярусной колокольни по проекту архитектора Росси с 32 колоколами. Самый большой из них весил 33 тонны.

Былому великолепию, созданию архитектурного ансамбля, дошедшего и до наших дней, весьма поспособствовала духовная дочь архимандрита Фотия графиня Анна Орлова-Чесменская. Глубоко пережив грех цареубийства, взятый на себя ее отцом, она посвятила себя Богу, а состояние семьи потратила на вспомоществование монастырю. По смерти благодетельница была погребена в южном приделе церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (в подвале под Спасским собором), где покоился уже отец Фотий.

Загадки века

Не счесть ценностей, бесследно исчезнувших после революции 1917-го. Богатейшая ризница, соперничавшая с Патриаршей, драгоценные оклады икон… Наверняка многое было продано за границу под предлогом помощи освобожденному, но почему-то голодающему народу. А что сталось с книгами, свидетелями эпох? По ведомости 1917-го в библиотеке монастыря имелось более 4 тысяч наименований. Нет и этих сокровищ.

В процессе реставрационных и археологических работ в середине 1930-х годов был уничтожен великолепный иконостас XVIII века, вынуты из погребений мощи княгини Феодосии, матери св. Александра Невского, первых игуменов Юрьева монастыря Кириака и Исайи, останки погребенных в соборе и в паперти епископов и настоятелей XVIII–XIX веков. Местонахождение их до сих пор неизвестно.

— Есть предположение, что останки были переданы в Казанский собор Санкт-Петербурга — несколько ящиков с костями, — рассказывает насельник монастыря иеродиакон Феоктист. — Долгое время считалось, что после разорения 1920–1930 годов просто ничего не могло сохраниться. Однако прошлогодние исследования, проведенные археологической экспедицией Академии наук в сотрудничестве с Новгородской митрополией и по благословению Владыки Льва, порадовали нас и внушили надежду.

Мы стоим подле открывшейся плиты 1814 года. Возможно, под нею по-прежнему покоятся мощи святителя Феоктиста.

— Раньше были почти уверены, что и над его погребением надругались, — замечает отец Феоктист, принявший в иночестве имя святителя. — С нетерпением будем ждать дальнейших изысканий археологов.

Может, если не наука, то провидение откроет еще и следы знаменитого иконостаса? По свидетельству, оставленному теми, кто жил в 30-е годы прошлого века, его просто сожгли на территории монастыря. Храмовая икона св. Георгия письма XII века была вывезена в Москву для реставрации, с 1927 года находится в Третьяковской галерее. Сохранился еще один образ св. Георгия, датируемый первой половиной XII века, с образом Богоматери Одигитрии на обороте, XIV века. По всей видимости, эта икона была вывезена царем Иоанном IV Грозным вместе со многими другими новгородскими святынями и сейчас находится в Успенском соборе Московского Кремля. Иконы же XVII–XIX веков, по мнению советских реставраторов, не представляли ценности. Но как знать, вдруг в каком-нибудь музее еще пылится наследие Юрьевской обители?

Слишком много тайн породил XX век. Или сокрыл. Кто не слышал о юрьевских подземных ходах, якобы проложенных даже под Волховом? Еще живы люди, уверяющие, что в детстве там ходили.

— Я и сам их встречал, — продолжает отец Феоктист. — Здесь, в Юрьеве, и живут. Вполне вероятно, что все это было, но в советское время лазы замуровали.

В войну небезопасно было и в самом монастыре. Об этом напоминает ухоженная могилка, где покоятся женщина и трое детишек, не успевших укрыться в Спасском соборе, в подвале которого мирные жители находили спасение от артобстрелов.

По зову сердца

Пока нам, журналистам «НВ», преподавали историю, в училище близился звонок с последнего на сегодня урока. Направляемся туда и, честно говоря, с большой охотой. С колокольни-то. Виды — изумительные, но минус двадцать! Того и гляди, сам заиндевеешь, как поручень.

Еще есть немного времени. Читаю в коридоре училища распорядок занятий: патрология, византология, миссиология… А языки? Русский, английский, церковно-славянский, греческий, латынь. Объявление: студентам, имеющим задолженности, необходимо сдать экзамены и зачеты до такого-то срока. Немудрено!

— Непросто, — соглашается отец Арсений (он еще и инспектор НДУ). — Тем более что большинство учатся заочно. Почти половина из 42 наших студентов — недавние выпускники школ. И как это нередко бывает, они еще не научены учиться.

А еще нередко бывает, что иные из вольных слушателей (при училище есть курс сестер милосердия и православных добровольцев) превосходят усердием основных. Что неудивительно, люди они зрелые, их выбор — зов сердца. Поэтому и самые лучшие батюшки обычно получаются из студентов, поступающих в училище, имея жизненный багаж — вуз, армия, работа.

Кстати, за годы существования НДУ 30 выпускников приняли сан священника. Хорошо, но надо бы больше: во многих сельских приходах Новгородской митрополии все еще нет своего постоянного пастыря.

Возможно, ситуация изменится к лучшему, когда духовное образование в стенах Юрьева монастыря официально получит статус высшего. Это вопрос ближайших лет. Тогда можно будет принимать студентов и из других епархий. По сути, училище и так работает в режиме высшей школы, соответствуя семинарии очень хорошего уровня. Ведь с самого начала за образец были взяты программы Санкт-Петербургской духовной семинарии. В НДУ — замечательный преподавательский состав. Проректор — Александр Ранне, клирик Софийского собора. Читают лекции также другие известные новгородские священники: Сергий Золотарев, настоятель церкви Федора Стратилата, Николай Ершов, настоятель храма Успения Божией Матери в Колмове, Александр Гринь, клирик церкви Апостола Филиппа. Преподают здесь и специалисты из НовГУ.

Вот уж и звонок, а студенты, выйдя из аудитории, обступают преподавателя, и разговор продолжается.

— Вы знаете, здесь так было всегда, — рядом со мною отец Артемий Яцкин, председатель миссионерского отдела Новгородской и Старорусской епархии. — И я всегда с любовью вспоминаю, как мне самому было хорошо.

Он попал во второй набор НДУ. Еще полным ходом шел ремонт Архимандритского корпуса. Что было самым трудным — вот эта неустроенность, быт?

— Да нет же, — улыбается отец Артемий. — Латынь!

Вспоминает, как дома, в Боровичах, учась в школе, в церковь ходил разве что по просьбе родителей. Обычная история: на праздник-то надо бы. Как тяжело было выстоять всю службу, и удивляло, почему от пожилого священника исходят такие бодрость и радость.

— Потом однажды, присутствуя на богослужении в Успенском соборе, как раз к нам в Боровичи Владыка Лев приезжал, я вдруг почувствовал, что мне необыкновенно легко и что все это мне очень нужно. В ту минуту будто что-то во мне произошло. Не зря же Христос говорит нам: «Не вы меня избрали, а я вас».

Дорога к храму

— А я шел сюда всю жизнь, — после этих слов новгородец Александр Гусев, студент последнего, пятого курса, задумывается. Чувствуется, что мой диктофон вызывает у него определенные сомнения.

— Хорошо, я расскажу, — обрывает паузу Александр.

У него высшее техническое образование. Занимался автоперевозками, строительством, логистикой. Грех жаловаться, дело спорилось. Все бы ничего, но что делать, если не дает покоя вопрос, для чего ты живешь?

— В школе, когда сдавал экзамен по биологии, мне попалась тема о происхождении человека. И я выразил свое несогласие с теорией о происхождении человека от обезьяны. Учителя переглядывались, перешептывались, никто меня не прерывал. Для меня было важным то, во что я верю и не верю, а не оценка комиссии. Мне поставили «пять». В армии на первом же построении на плацу раздалась команда: «Кто верит в Бога, выйти из строя!». Я вышел, ко мне присоединился еще один новобранец. В такие моменты чувствуешь, будто рядом с тобой и сам Господь.

Если вне Бога смысла жизни нет, значит, остается одно — служить Ему и тем полезным быть и людям. Александр съездил к старцу. Как человек женатый, не мог не обсудить выбор и со своей половинкой.

— Жёнушка сказала мне: «Если так надо, иди, учись».

Как Владыка благословит


Герман Митрофанов из Окуловки — самый молодой на пятом курсе. Как раз из тех, кто пришел в училище прямо со школьной скамьи. Поступил одновременно и в университет, но выбрал не светскую стезю.

Заканчивая 11 класс, он задал себе вопрос, когда был по-настоящему счастлив? И почему-то в памяти всплыло именно то, что было связано с храмом, службами, православными праздниками.

— Было нелегко, были сомнения, — признается Герман. — Зима, сугробы по шею, в город не выехать. С Волхова — студеный ветер. Великий пост. Хочется спать. А в шесть утра — служба. Долгая… Скромный обед, он же завтрак. Потом надо чистить снег. Но всегда находился кто-нибудь с добрым словом, кто-нибудь, готовый прийти на помощь. Может быть, кто-то в миру видит в монастыре только красоту старинного зодчества, для кого-то это — просто камни, я же чувствую от них тепло, согревающее душу.

Готов ли он в свои двадцать с небольшим стать на приходе отцом для тех, в сравнении с кем годами сам еще сын?

— Как Владыка благословит.

Так отвечает и его сокурсник Александр Гусев. Так здесь скажет каждый, даже если в глубине души уверен, что вполне созрел для пастырского служения.

*   *   *

«С кем-нибудь еще хотите пообщаться?». «Может быть, из братии», — говорю я и тут же понимаю свою ошибку. «Двое уже перед вами», — отец Арсений подразумевает себя и отца Феоктиста. В Юрьевской обители — всего пятеро монашествующих, еще один инок — на Перынском скиту, приписанном к монастырю.

Не так много и постоянных прихожан. Посмотришь, вроде, в окрестностях монастыря много домов понастроено за последние десяток-другой лет. Но на службы ходят все те же юрьевские бабушки. Да с полста новгородцев, предпочитающих монастырь храмам, имеющимся в городе. В основном молодые семьи с детьми, благо при монастыре действует воскресная школа.

— Отрадно, что крещений у нас с каждым годом становится все больше, — отмечает отец Арсений.

Летом Юрьево — самое «южное» место в нашей губернии. Знаете, почему? Традиционно здесь проходит Летняя богословская школа, молодежный лагерь, который так и называется — «ЮГ», или «Юрьевский Городок». Шесть лет ему уже будет.

Все приносит плоды в свою пору. Покидая монастырь, хотелось верить, что и нам передалась хоть маленькая частичка того тепла, которым столетия отогревались эти величественные строгие стены.

Ныне Юрьев монастырь почти вернул себе свой дореволюционный облик. Каждый новый год приближает к завершению трудов, так, в прошлом, 2013-м, была восстановлена купольная башня церкви Михаила Архангела.

А сегодня, в день выхода в свет этого номера «НВ», в Юрьевской обители праздновалось перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, состоявшееся в 1786 году.

Василий Дубовский/Новгородские Ведомости