Новости Новгородской митрополии

27 Февраля 2014

Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского в Григорове была освящена 9 января 1916 года.

Уже через очень недолгий по историческим меркам срок — в июле 1930 года - новая советская власть закрыла храм, передав его здание местному совхозу.

Возобновление жизни храма пришлось на 1999 год. Большую роль в восстановлении церкви сыграл мэр Великого Новгорода Александр Корсунов. 19 декабря 1999 года архиепископом Новгородским и Старорусским Львом было совершено освящение храма.

По его благословению в церкви установлены мемориальные доски, на которых высечены имена военнослужащих-новгородцев, отдавших свою жизнь за Отечество. Особо почитаемый образ, перед которым молятся приходящие в храм — Казанская Каргопольская икона Божией Матери. К 10-летию возрождения храма был поставлен новый резной иконостас, исполненный в древнерусском стиле.

В 2006 году на церковной территории было построено новое здание воскресной школы.

Настоятель храма — протоиерей Сергий Мельников

Священник храма — иерей Сергий Булин

Диакон - Александр Михайлов

Наш сегодняшний собеседник, директор воскресной школы, Александр Митясов - профессиональный педагог, который еще до начала своего нового жизненного этапа, связанного с духовным образованием, отдал 17 лет общеобразовательной школе. Физик по образованию, он учил ребят целому ряду предметов: физике, астрономии, информатике. Девять лет преподавал в сельской школе. Еще тогда он замечал за собой, что часть урока мог посвятить ответу на вопрос: что такое нравственное или безнравственное поведение.

Сегодня наш разговор проходит в хорошо оборудованной воскресной школе, а начинал свою работу Александр Николаевич в 2006 году в здании с забитыми досками оконными проёмами.

- Мне довелось достраивать воскресную школу, - рассказывает он. - Руководил отделочными работами, монтажом системы отопления — работал как прораб. Однажды наш батюшка сказал: «Вот достроил — теперь и руководи».

Тогда мне подумалось: «И что я буду преподавать? У меня же нет богословского образования». Сам только в это время пришел в Церковь — года как полтора. Моим первым предметом стал Закон Божий. И тогда я понял, что те 17 лет, когда преподавал в общеобразовательной школе, — занимался примерно тем же самым. Те нравственные беседы, которые проводил ранее как бы вне закона — теперь я проводил по своему душевному состоянию.

- Почему мало мужчин в общеобразовательной школе, там зарплата по-прежнему маленькая?..

- Понимаете, для русского человека не деньги - решающий фактор, а другие вещи. Например, статус педагога в обществе. Я, когда начинал свою работу в качестве учителя начальных классов, то знакомые даже посмеивались: «Зачем тебе надо учить малышей? Легкой жизни захотелось?» Замечу, однако, в дореволюционное время среди учителей большинство было мужчин.

- Какие предметы у вас основные? Появилась ли у вас какая-то своя методика преподавания в воскресной школе?

- Наработки есть, но, чтобы заявить, что «у меня появилась своя методика преподавания в воскресной школе», надо очень сильно возгордиться.

Вначале у нас было четыре основных предмета: Закон Божий, церковно-славянский язык, изобразительное искусство и хоровое пение. И дополнительный региональный компонент — православное краеведение. Сейчас, в соответствии со стандартами, мы преподаем основы христианской нравственности, библейскую историю, историю христианской Церкви... Всего — полтора десятка предметов. В школе работает полтора десятка учителей. Все имеют педагогическое образование и окончили двухлетние богословские курсы, которые проводились на базе нашей школы.

- А сколько у вас учеников?

- 230, 200, если быть точным, так как некоторое количество отсеивается. Плюс около сотни взрослых. К нам приходят учиться со всего города. Основа нашей работы — работа с семьёй. У нас ведь своя специфика. Эта школа отличается от типичной воскресной школы, где учатся дети прихожан храма. У нас учатся дети, в большинстве своём, из невоцерковлённых семей, поэтому мы принимаем детей в школу вместе с родителями. Нельзя давать религиозное образование только детям, если родители невоцерковлённые, нельзя отрывать их от семьи, иначе в семье может возникнуть разобщение и конфликт. Большинство родителей это понимают и с радостью посещают «Беседы о православной семье», которые проводит настоятель отец Сергий Мельников и занятия по «Православной педагогике», которые провожу я.

Иногда родители приходят в этот кабинет со своим трудным чадом, и говорят: «Мы не справляемся, возьмите нашего мальчика». «А сколько ему лет?» «13!» Приходится уточнять: «А вы будете ходить?» и слышать в ответ удивлённое: «А мне-то зачем?» и объяснять, что иначе ничего не получится, смысла не будет. В 13 лет — уже практически сформировавшийся человек. Поэтому себя мы иногда называем «исправительной колонией».

- Но прогресс есть в воспитании?

- Конечно! Несколько лет назад в летнем лагере один наш воспитанник просто сидел за кучей песка и чуть ли не кидался на всех тех, кто подходил к нему. Сейчас он учится в старших классах, активно участвует во всех мероприятиях, пишет статьи в детскую газету…

- Какие специфичные проблемы вы встречаете в своей работе?

- Например, к нам приходят учиться ребята уже в относительно старшем возрасте, лет в десять. Это хорошо, но не сажать же их за парту с ровесниками, которые уже несколько лет учатся по нашей школьной программе? Поэтому пришлось в этом году организовывать второй «Б» класс. Хотя имеется в этом и плюс — в десять лет ребёнок делает уже более осознанный выбор, соответственно отношение к учёбе иное.

Еще одна проблема — искушений в мире стало сегодня намного больше, чем, скажем, лет двадцать назад. Думаю, сегодня педагогу труднее ограждать душу ребенка от грязи, хотя есть и такие слова: «Душа по своей природе — христианка». Мир нравственного детьми очень востребован — ученики помнят и через год урок, на котором им рассказывали о Боге.

Томас Томмингас/53 новости