Новости Новгородской митрополии

15 Апреля 2014

15 апреля 2014 года, во вторник Страстной седмицы, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Софийского собора: председатель епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Александра Ранне, протоиерей Виктор Петернев, протоиерей Алексий Судоса, священник Святослав Цхай, священник Николай Полозов, священник Дионисий Букин.

Перед причащением Святых Христовых Таин отец Святослав Цхай обратился к молящимся с проповедью о Страшном суде, одним из основных критериев которого, по словам священника, станет отношение человека к ближнему, выраженное в исполнении Божиих заповедей, делах любви и милосердия.

Богослужение сопровождал пением хор Софийского кафедрального собора под управлением регента Светланы Михайловой.


Слово святителя Николая Сербского в Великий вторник Страстной седмицы

Пять дев мудрых и пять неразумных. Читай: пять мудрых и пять неразумных человеческих душ. Мудрые несли светильники и масло, неразумные только светильники. Светильник символизирует тело, а масло – милость. Отсюда происходит слово «полиелей», то есть многая милость. Полиелей совершается на утрене, во время пения псалмов о великой Божией милости к избранному народу (См.: Пс. 134; 135.), с повторением слов: яко в век милость Его. Аллилуиа!

Мудрые девы, сохранив чистоту телесную и душевную, сохранили и милость великую, милость к тем, кто был их слабее и не освободился от греха. Неразумные, строго соблюдая чистоту телесную, немилостиво и холодно смотрели на других, надменно осуждая и презрительно отворачиваясь от них. «Справедливо называются они неразумными, – пишет святой Нил Синайский, – ибо, преуспев в трудном и едва возможном – в девстве, пренебрегли меньшим и Легким». Пренебрегли милостью, состраданием, прощением! Чистые, но пустые и темные светильники! Когда наступит смерть и тела сойдут под землю, елей милости должен вести душу и освещать ей путь к Вечному Отечеству! Оставшегося без этого елея поглотит тьма.

Эта притча Христова имеет и глубокое духовное значение. Под пятью неразумными девами следует понимать внешние пять чувств. Кто живет только тем, что видит и чувствует, без контроля над чувствами и без разума, тот имеет безумную душу. Когда смерть задернет свой занавес над такой душой, она останется в полной тьме. А под пятью разумными девами подразумеваются пять внутренних чувств, которые разумно контролируют внешние чувства и владеют ими. Эти внутренние чувства в земной жизни наполняют душу светом, который остается в ней и светит, когда смерть набрасывает покрывало на чувства внешние.