Новости Новгородской митрополии

18 Апреля 2014

Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

Церковь Василия Великого в деревне Васильевское.

Настоятель — иерей Александр Фролов

Первое упоминание о храме Василия Великого в этом селе относится к 1498 году.

В 1871 году в селе была выстроена нынешняя, каменная церковь.

С этим событием связано местное предание о девятилетней немой девочке. Однажды она проснулась исцеленная и рассказала родителям свой сон. По словам ребенка, один из святых погладил ее по головке и сказал: «Ты исцелишься». Это произошло в деревне в километре отсюда - там, где был храм святого Георгия. Местные жители привели девочку в церковь, но ни на одной иконе она не узнала своего исцелителя. В храме же Василия Великого она сразу указала на образ с тремя святителями и сказала, что именно он, Василий Великий, ее исцелил. В итоге в память о чуде местные жители выстроили через несколько лет новый каменный храм.

Церковь Василия Великого примечательна своим большим иконостасом - в Новгородском государственном музее-заповеднике ныне хранится икона XVII века с изображением святого великомученика Георгия, которая раньше находилась в Васильевском храме.

- В этих краях люди селились издавна, - продолжает рассказ об истории храма и округи настоятель церкви священник Александр Фролов. - Любопытно, что на месте церкви в глубокой древности несколько тысяч лет назад находилась неолитическая стоянка. Здесь занимались скотоводством кочевые племена, что подтверждают находки сделанные археологами. В историческое же время Поозерье было постоянной ареной разворачивавшихся здесь событий, оно было неразрывно связано с Великим Новгородом с самого момента его основания.

 

- В советское время здесь наверняка не было служб?

 

- Нет, по сути в советское время здесь проходили службы. Храмы Успения Божией Матери и Василия Великого как и все прочие храмы в Поозерье в 1937 году действительно закрыли, а в 1941-м их открыли вновь немецкие оккупанты. Но в 1943 году население было ими угнано на работы в Германию и Прибалтику, и службы вновь прекратились. Затем, уже после освобождения, и ходатайства к патриарху Алексию I местных прихожан, храмы были вновь открыты. Церковь Василия Великого даже некоторое время являлась приходской для новгородцев. Люди сюда в первые послевоенные годы ходили пешком из города, чтобы побывать на Богослужении. Всего тогда посещало храм около ста прихожан.

Между тем, пешие паломничества в Поозерье — традиция, ведь также ходили из Новгорода в Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь. Причем день памяти преподобного Михаила Клопского отмечается 6 июня, а уже 7 июня - день памяти святого Иоанна Крестителя и святых отроков Иоанна и Иакова Менюшских. Таким образом, паломники после посещения монастыря за одну ночь преодолевали расстояние около сорока километров.

 

- Какую особенность истории местного прихода вы еще можете выделить?

 

- Особенностью местного прихода является особое пение на клиросе, которое не претерпело никаких изменений. Эту традицию поддерживают местные старожилы. Так помог сохранить эту традицию ныне покойный Дмитрий Михайлович Коношев. В 1930-е и его отец, и он сам за пение на клиросе, за службу псаломщиком, подверглись высылке, гонениям от советской власти. Но Дмитрий Михайлович затем прошел всю Великую Отечественную войну и конечно, когда он вернулся героем в родную деревню, и когда он вернулся в открытый для служб храм петь на клирос, то никто не посмел ему препятствовать. Дмитрий Коношев был очень опытным уставщиком. Кстати, он родственник нынешнего настоятеля храма великомученика Димитрия Солунского в Великом Новгороде отца Георгия Косовца, который ранее служил тут около девяти лет.

 

- Обращает на себя внимание иконостас храма...

 

- Да. В первом его ряду вы можете видеть местночтимую икону святого Василия Великого, святых Флора и Лавра — покровителей соседней деревни Хотяж. До революции иконы в первом ряду имели серебряные оклады по три-четыре килограмма весом. Во время коллективизации из обоих храмов, что тут — в Васильевском, что в Курицко — было изъято по два с половиной пуда серебра: богослужебные сосуды, оклады икон, посвечники, кадила...

На сегодняшний день нашими общими усилиями с профессиональными реставраторами мы расчистили и отреставрировали иконостас. Средств у нас немного на то, чтобы оплатить работу мастеров, но они рады возможности отдохнуть в наших краях, где и рыбалка отменная, и отдохнуть можно на природе, и искупаться в нашей красавице-Веряже.

 

- Какую работу в области духовного просвещения проводят православные пастыри тут, на селе? Ведь не секрет, что в глубинке материальные ресурсы, по сравнению с городом, ограничены и это касается и образования.

 

- Сегодня у нас нет возможности открыть воскресную школу, но летом, когда приезжают к нам в село дети, мы проводим беседы по Закону Божьему. Также каждый год в день православной книги проводятся встречи с учащимися на различные темы. Последняя из них была посвящена преподобному Сергию Радонежскому. Мы поддерживаем проведение уроков основ православной культуры, которые посещает 15 учеников школы в Борках, население которого мы также окормляем.

Кстати, традиция духовного просвещения имеет здесь глубокие корни. Особенно выделяется личность отца Александра Сперанского. Этот священник был настоящий просветитель, и его служение пало на время отмены крепостного права. У себя дома на приходе он открыл школу, где обучил 550 мальчиков и 60 девочек. Пример этого батюшки заставляет нас задуматься о том, какие бы не были трудности, можно совершать подвиг просветительства.

 

- Что из местных проблем вас особенно тревожит?

 

- У нас есть неприятность — еще десяток лет назад озеро Ильмень было чистейшее, а теперь это, увы, не так. Я живу в деревне Курицко расположенной на его берегу и также являюсь настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы. Так вот — раньше можно было босиком выйти из дома, искупаться в озере, походить по берегу... А сейчас и на автомобиле небезопасно выехать - можно запросто проколоть колеса. Вся прибрежная полоса захламлена мусором. Мне все вспоминается эпизод с кинорежиссером Никитой Михалковым, который рассказал грустный анекдотичный факт на тему нашего бескультурья в отношении природы: «Я Волгу снимаю в Швейцарии, чтобы показать чистый берег».

И здесь, в Васильевском, на берегу Веряжи, тоже беда — какие-то люди, не задумываясь о последствиях, поджигают прошлогоднюю траву у реки. Посмотрите, все берега выгорели. Но ведь помимо опасности пожара есть и то, что прилетающие весной в Новгородскую область птицы уже не будут тут на пепелище гнездовать и берега останутся без присущей им фауны.

 

Томас Томмингас/53 новости