Новости Новгородской митрополии

2 Июля 2014

Новгородское общественно-деловое интернет-издание "Прямая речь" предлагает вниманию читателей интервью со звонарем Софийского кафедрального собора. Вячеслав Волхонский звонит в колокола около 16 лет. Он рассказал о том, как отыскивает уникальные по звуку колокола и где в его работе импровизация.

 

Загадочные колокола

Я стою на Софийской звоннице, внизу — люди слушают колокола. Малыш на велосипеде пытается хлопать в такт звону. Низкий звук расходится поверх высоких нот, его уже не слышно, но вибрация продолжается, заполняя всё пространство, которое теперь кажется плотным.

Вячеслав заканчивает звонить, вынимает вату из ушей и подходит ко мне.

— Вы не оглохли? — спрашивает он меня.

— Я нет, а вы?

— Что?

— А вы?

— Что-что?

Я не сразу понимаю шутку и продолжаю повторять всё громче и громче свой вопрос. Вячеслав смеётся. Мы спускаемся вниз, по дороге он рассказывает, что большинство звонарей спокойно воспринимают громкий звук, но у некоторых могут быть индивидуальные особенности. Например, у Вячеслава уши оказались чувствительны к высоким нотам. Поэтому он не боится стоять под 70 тонным колоколом, но его пугает колокол весом в 8 килограммов, который издаёт очень высокочастотный звук.

Вячеслав одет в голубую рубашку и светлые брюки, у него густая борода, в руках свёрнутый чёрный зонтик. Учиться звонить в колокола он начал в 11 лет и продолжает это делать до сих пор. Рассказывает, что в средние века к колоколам относились как к живым людям — могли сослать куда-нибудь за провинность или уши отрезать. И добавляет, что лично у него к ним больше вопросов, чем ответов.

— Я с колоколами до конца не разобрался. Например, звучание колокола. Нет прикладного исследования, где физика, химия, геометрия профиля, акустика, дадут результат — вот так и так, и колокол получает такой звук. Но выходит, что у вас есть колокол, который прекрасно звучит, вы сняли с него профиль, отмерили с точностью до миллиметра, вам по этому профилю сделали кружала, залили металл, бабах, но звук другой!

 

Труд и импровизация

— На колоколах не играют, в колокола звонят — поправляет меня Вячеслав. — В традиционном русском звоне есть ритмическая основа. Ритмический рисунок должен быть чёткий, яркий вот, вам, пожалуйста!

У Вячеслава зазвонили колокола в телефоне. Он дал нам пару секунд послушать и потом ответил.

Вариации ритмического рисунка и разные масштабы колоколов образуют те или иные дошедшие до нас традиции русского звона. В современных службах звонари или воспроизводят уже сложившиеся звоны или стараются сохранить каноническую ритмическую основу. Звонарь может быть и исполнителем, в этом случае он не звонит, а играет на колоколах, как на музыкальных инструментах, такая «музыка» больше подходит для светских или светско-церковных мероприятий, например, колокольных фестивалей. В Европе для игры на колоколах используются специальные наборы, в которых каждый колокол настроен на определённую ноту — они называются карильоны. В России концертные звоны чаще всего исполняют на церковных колоколах, а действующих карильонов всего два.

— На колоколах можно играть как на музыкальных инструментах, правда, с кучей поправок. Например, русский колокол не выдаёт чистую ноту, поэтому его использование весьма специфично. При этом колокольные звоны используются в произведениях многих русских композиторов уже с XIX века. Лучший пример — это, пожалуй, Мусоргский. Он не только перекладывал колокольные звоны в симфонические произведения, в некоторых произведениях звучит колокольный звон, как часть самой оперы.

— Звонарь в своей работе импровизирует?

— Часть импровизации естественно есть, на ритмическую основу накладывается какая-то исполнительская техника. Я звоню так, мой коллега с утра звонит совершенно по-другому, хотя мы оба исполняем звоны к службе Софийского собора. В России есть звонари, которые играют на колоколах и пытаются создавать авторские композиции. Но большая часть — простые трудяги, которые в своих приходах звонят к службам.

Как рассказывает Вячеслав, основе колокольного звона можно научиться за один день. Для этого нужно иметь чувство ритма, музыкальным слухом обладать необязательно.

— К нам приезжала передача с НТВ «Поедем! Поедим!». Приехал англичанин, я объяснил ему — вот в эти колокола звонят так, в эти — так. Он постоял, посмотрел, послушал звон. Встал, долго спрашивал, как держать верёвки, и через 5 минут зазвонил. Я очень удивился, потому что у некоторых людей уходит на это полгода. Сложно синхронизировать руки и ноги. Сказал ему, что если надоест журналистская карьера, он сможет устроиться звонарём.

 

Путь к неизведанному

Вячеслав занимается изучением и поиском древних колоколов, внимательно исследует колокольни города, области и других регионов. Некоторые находки делались им случайно. Он встречал колокола, когда провожал друга в армию, выбирался на отдых и во время работы в археологической экспедиции.

— Сначала слышится необычный звук, колокол привлекает к себе внимание и после этого возникает желание узнать, что же так там необычно звучит. В большинстве случаев это могут оказаться экспериментальные отливки 90-х годов, которые совершенно случайно похожи по звуку на колокола XVI века. Несколько колоколов XVI века я всё-таки нашёл по характерному звуку или видимым даже издалека особенностям профиля.

Формально колокола не теряются, они висят на храме и их используют по назначению. Но привычный для жителей данной местности колокол может оказаться ценной находкой для историка.

— Вы что-нибудь слышали про Сплавский монастырь? Он находился в окрестностях Новгорода. Теперь монастыря нет, никаких строений не осталось, икон тоже нет. Пожалуй, единственное дошедшее до нас материальное свидетельство существования этого монастыря — колокол 1587 года, который висит в одной из церквей Новгородской епархии. То есть тут такие, детективные истории.

В советский период колокольная культура была практически полностью уничтожена. В Европе переплавляли колокола во время Второй мировой войны, но они распределялись по исторической ценности и в печь шли в первую очередь наименее ценные. Поэтому большинство шедевров Европа сохранила. На некоторых европейских колоколах до сих пор можно увидеть пометки краской, которая обозначала в военные годы степень их исторической значимости.

— Некоторые люди воспринимают колокольный звон как музыку, некоторые ищут в нём духовную подпитку. Есть теория, что колокольные звоны лечат, но я не отношусь к её сторонникам. Скорее, наоборот — к противникам. Вплоть до того, что пишут книги «Лечение колокольным звоном», из которых можно узнать целебные свойства отвара из колокольной верёвки. Но это уже чистый оккультизм, — рассказывает Вячеслав.

В современном Новгороде колокола воспринимаются как что-то экзотическое. Поэтому люди, услышав звон, останавливаются, а после подходят и благодарят Вячеслава.

— Давайте представим, что мы сейчас в 1914 году. Звон к службе в Софийском соборе, максимум, что было бы: некоторые люди останавливались, крестились и шли дальше на службу, но толпы перед звонницей и колоколами не было, потому что до революции звон был естественной, неотъемлемой частью жизни города и деревни. Звоны в Новгороде начинались в 4-5 утра в монастырях вместе с утренними службами и заканчивались в районе 12 ночи, когда заканчивались всенощные. Шум машин отсутствовал. Более 40 колоколен и звонниц, город полностью заполнялся колокольными звуками. Можно было слышать разные звоны и в определённых точках они смешивались. Уже более 20 лет прошло, как в России начали восстанавливать колокольные звоны, но для большинства людей они до сих пор являются некой экзотикой. И я в 11 лет с таким же интересом шёл к чему-то неизведанному.

  

Лена Ваганова/Прямая речь