Новости Новгородской митрополии

9 Ноября 2014

9 ноября 2014 года, в неделю 22-ю по Пятидесятнице, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Крещальную Литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева мужского монастыря.

  

Его Высокопреосвященству сослужили: и. о. наместника монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Лаврентий (Абдурахманов), клирик церкви св. ап. Филиппа священник Павел Дёмочкин, клирик Софийского кафедрального собора священник Николай Полозов.

За богослужением Владыка Лев совершил Крещение младенца Иоанна.

На Литургии молились представители православной молодёжи Великого Новгорода, участвующие в духовно-просветительском мероприятии «Литургические сутки».

Проповедь перед причастием Святых Христовых Таин произнёс иеромонах Григорий (Побожин).

Богослужение сопровождалось пением хора студентов Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.


Справка

Крещальная Литургия — Божественная Литургия, в чин которой интегрировано богословие Крещения и обрядовые действия Таинств Крещения и Миропомазания. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этот чин был разработан в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Традиция совершать Крещальные Литургии была широко распространена в Древней Церкви, которая тщательно подходила к подготовке людей, желавших вступить в христианскую общину, принять святое Крещение и быть христианами. В древности эта подготовка длилась не один год. После продолжительной подготовки крещаемые торжественно, в Великую Cубботу, принимали святое Крещение и представали в белых одеждах перед церковной общиной, как люди, которые умерли для этой жизни и получили рождение в жизнь вечную.

Совершение Крещальной Литургии в наши дни многим может показаться чем-то необычным. Однако, если посмотреть на чипопоследование Крещения в исторической перспективе, окажется, что соединение этого Таинства с Литургией было нормальной практикой в древности. Кроме того, практические указания о порядке соединения Крещения и Литургии помещались в русских богослужебных книгах вплоть до XVII в., позднейшее синодальное законодательство предписывало крестить взрослых перед Литургией — с тем, чтобы они затем приняли в ней участие, — а предписание о совершении Крещения вместе с Литургией и в наши дни содержится в Большом Требнике.

Уже в древнейшем источнике по истории христианского богослужения — «Дидахэ» — молитвы во время евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения. Св. мч. Иустин Философ (II в.) в «1-й Апологии» пишет о порядке Крещения следующее: «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший своё согласие, мы ведём его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещённом и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавшим истину, явиться и по делам добрыми гражданами, и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобызанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает Именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всею и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого… Пища эта у нас называется Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставлении грехов и в возрождение, и живёт так, как предал Христос».

В так называемом «Апостольском предании» (III в.) продолжительный рассказ о предкрещальной катехизации и о совершении Крещения заканчивается фразой: «Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение, и он пусть совершит Евхаристию». То же — и в «Corpus Areopagiticum» (V в.): «В заключение же всего (чинопоследования) иерарх призывает крещаемого к святейшей Евхаристии и делает его причастником совершительных Таинств». Итак, в Древней Церкви совершение Крещения естественным образом предполагало и совершение Литургии.

Та же традиция перешла и в константинопольскую богослужебную практику, на которой в наши дни основано богослужение всей Православной Церкви. В XX веке, в связи с необходимостью заново осмыслить общецерковное измерение Таинства Крещения, практика совершения древнего чина Крещальной Литургии была возрождена.


ФОТО: