Новости Новосибирской и Бердской митрополии

11 Декабря 2011
монастырь городского типа

о жизни монахов в современном городском монастыре





высокие каменные стены, тлеющая лучина в крошечной келье, библия на жёстком ложе — так воображение рисует картины монастырской жизни. подворье михайло-архангельского мужского монастыря, расположенного в ленинском районе новосибирска, убеждает, что эти представления морально устарели. как живут современные монахи, узнал корреспондент сиб.фм.



все началось с того, что в 1997 году в селе козиха новосибирской области обосновалась мужская монашеская община. сельсовет выделил братии помещение: кирпичный гараж, который построили на месте деревенского храма, разрушенного еще в безбожные тридцатые. храм восстановили — теперь это михайло-архангельский монастырь. сейчас у монастыря семь подворий. одно из них, приход во имя святого равноапостольного князя владимира, находится в новосибирске, — единственное из семи подворий монастыря, расположенное в городской черте.



приход образовался вокруг строительства большого свято-троице-владимирского собора. стройка началась в 1997 году, трудятся на ней все эти годы сами монахи — из профессионалов здесь работают только архитектор и бригадир. тем не менее, строительство почти закончено, первый этаж уже открыт для прихожан, хотя стены все еще расписывают.

— спонсоры то есть, то нет, — сетует настоятель монастыря отец феодосий. — чтобы перекрыть пол на втором этаже, нужно 100 тысяч рублей, чтобы закупить плитку — ещё миллион. хотя, если так говорить, храм небедный. по сути — он основной источник дохода нашего монастыря.



отец феодосий рассказывает, что в подворье при свято-троице-владимирском соборе сейчас живут 20 монахов и трое послушников. послушник — тот, кто только встал на путь монашества, священники и служители будут испытывать его веру и волю не меньше трех лет, прежде чем проведут ритуал пострига. ритуал включает в себя три основных обета — безбрачия, нестяжания и послушания. отказаться от личной жизни, имени и имущества проще, чем от собственной воли — отдать всего себя в руки церкви и настоятеля способны единицы. новое имя постриженного означает, что на небесах о его спасении перед богом будет просить одноименный святой.



в православной церкви, в основном, постригают сразу «в рясу». это значит, что монашескую одежду послушник получает вместе с принесением обетов. есть еще один постриг — схима. это полнейшее отречение от мира, строжайшие обеты и круглосуточные молитвы о спасении своей души. схимники меняют имя еще раз, что дает им на небесах дополнительного святого сторонника.



день в монастыре начинается в 6 утра. через полчаса — утренние молитвы, служба и легкий завтрак. своей трапезной у них пока нет, поэтому едят послушники и монахи в столовой гимназии. потом — послушания. так в монастыре называют обязательные труды. в городском приходе натурального хозяйства нет, поэтому кто-то стирает, кто-то убирает, кто-то подстригает газоны. но главные работы здесь, по-прежнему, строительные, хотя в последнее время на площадке появились и рабочие «со стороны», проще говоря — гастарбайтеры. монаха, чье послушание — присматривать за наемными строителями, большинство из которых мусульмане, разница в вере вовсе не смущает. в пять часов вечера богослужения, ужин, а с девяти до одиннадцати — свободное время.



в кельях жилого корпуса царит чистота и порядок. в комнатах по четыре койки, тумбочки и будильника, книги, диски и, конечно, иконы. на весь корпус один большой санузел с душевыми. жизнь монаха здесь ограничена собором, жилым корпусом и административным зданием, похожим на современный офис, в котором сочетание оргтехники и икон уже не режет глаз.


во время стройки монахи жили и молились в бывшем здании дома быта. сейчас там находится православная гимназия во имя святого равноапостольного князя владимира. в 2011 году в гимназию набрали второй класс, теперь здесь 25 учеников. девочки в вязаных беретиках и мальчики в строгих костюмах, помимо основных школьных дисциплин, изучают хоровое пение и основы православной культуры.



по другую сторону бетонного забора с колючей проволокой живут мужчины, давшие другой обет послушания — присягу. соседство с воинской частью монахам на пользу: солдаты иногда помогают в хозяйстве, священнослужители, в свою очередь, проводят церковные праздники и службы в гарнизоне.



− в монастырь приходят разные люди, — рассказывает настоятель. — кто-то только из армии, кто-то уже давно на пенсии, но — приходят сами. однако не все причины начала монашеской жизни правильные — если человека привела трагедия или поиск новых ощущений, мы, конечно же, их принимаем, беседуем, пускаем пожить, но не более. конечно, совсем бомжей стараемся не брать — направляем их в социальные гостиницы. есть только две правильные причины начала монашеской жизни — большая любовь к богу и желание искупить грехи. к сожалению, люди от нас уходят часто. это трагедия, но мы никого не держим.



современный уклад монашеской жизни, конечно же, отличается от той, что описана в старинных книгах. в храме нужно отопление, из-за сибирского климата необходим и иной рацион.

— не все сейчас могут понести подвиг и прожить без света и тепла, — говорит отец феодосий. — один святой увидел трех крылатых людей, перелетавших через реку из мирской жизни в райский сад — первый уверенно перелетел, другому было сложнее, а третий и вовсе чуть не упал. тот, что увереннее всего перелетел, был монахом давнего прошлого. тот, кто поколебался, жил позже первого. а тот, кто хуже всех летел, — это образ монахов последних времен, которые не будут иметь подвигов, но за свое смирение все равно попадут в рай.

образование и православие / дмитрий гвоздев, sib.fm

(голосов: 3)

версия для печати просмотров: 84


Яндекс.Метрика