Новости Новосибирской и Бердской митрополии

19 Марта 2014

Елена Владимировна Суставова – учитель русского языка и литературы школы № 10 города Искитима. Со своей исследовательской работой, посвященной изучению роли святителя Макария Московского в развитии русской книжности, она выступила на городских Кирилло-Мефодиевских чтениях, состоявшихся в Искитиме мае 2013 года.

В 2013 году исполнилось 450 лет со дня упокоения святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и 25 лет со дня его канонизации.

Сегодня мы воздаем должное историческим деятелям, вставшим у истоков русской книжности и книгопечатания, и с глубоким почтением и признанием вспоминаем первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца, славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия, летописца Нестора, князя Владимира. Имя же святителя Макария остается в тени, хотя весь земной путь его был теснейшим образом связан с русской православной книжной культурой. Поэтому хочется напомнить об одном из наиболее выдающихся церковных деятелей средневековой Руси, чьими стараниями русская книжность поднялась на новую высоту — началось книгопечатание.

Биография святителя Макария.

  • Всероссийский митрополит Макарий (при крещении он был наречен Михаилом) родился около 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий, он рано скончался, мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния.
  • Поступает послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью своих иноков. В обители он неленностно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского.
  • 15 февраля 1523 года стал настоятелем обители.
  • Через три года 4 марта 1526 года архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова. На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и все кропить святой водой. Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в который по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией, «на поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в соборе амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, во владычной мастерской изготавливаются церковная утварь и сосуды.
  • В 1542 году избран митрополитом Московским и всея Руси. В XVI веке Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот, в 1547 году в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственное в мире православное царство, свободное от иноземного ига.
  • В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Православной Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, святитель совершал торжественное шествие в Вербное воскресение.
  • Известно, что святитель Макарий провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после блаженной кончины митрополита. Однажды грозный царь попросил митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».
  • В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Православной Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. На Макарьевских Соборах были канонизированы князь Александр Невский, преподобный Никон Радонежский и др. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в двадцатилетнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».
  • В середине сентября 1563 года, в день памяти мученика Никиты, святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. И вот, 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския митрополия Всея Руси предаде душу свою в руце Живаго Бога». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизирован в 1988 году.
  • Заслуги святителя Макария в деле развития древнерусской письменности и продвижения книгопечатания.

    • Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи-Минеи. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви (12 томов – 27 тысяч страниц большого формата).
    • Макарий сам собрал и своею рукою написал множество житий, объединив их в «Книгу новых чудотворцев», которая стала своеобразным дополнением к «Великим Четьям-Минеям».
    • По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария, а также десятитомный «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр).
    • Макарий повелевает протопопу из храма Спаса на Бору написать книгу о Святой Троице, житие епископа Василия Рязанского и переделать Пасхалию. По благословению святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым, составляется новый летописный свод.
    • При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. На третьем «Макарьевском» – «Стоглавом» – соборе (1551) встал вопрос об издании церковных книг. Было принято решение не только совершить тщательный пересмотр книг, но и заняться обустройством книгопечатания в России. Именно митрополит Макарий добился принятия этого важнейшего постановления.
    • Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым.
    • Два издания Часослова также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.
    • Таким образом, говоря о просвещении народном, о развитии русской книжности, о начале книгопечатания, нельзя не сказать о святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси, имя которого встречается и в «Сказании о святых иконописцах», где о нем говорится: «Святый и предивный и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писал святые иконы, и книги, и жития святых отцов во весь год, Минеи-Четьи как никто другой от всех российских написал. Он повелел праздновать российских святых, и на Соборе правило изложил, и образ Пресвятой Богородицы Успения написал».

      Литература:

      • Стариков С.В. Подвижник русского книгопечатания.
      • Житие святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси.
      • Православный календарь. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.
      • Архимандрит Макарий (Веретенников). Из жизни Митрополита Московского и всея Руси Макария.
      • Ресурсы Интернет.