Новости Новосибирской и Бердской митрополии

29 Января 2012
здесь русский дух
в рамках образовательных программ центра «диалог будущего» мы ездим в страны библейского региона по приглашению православных арабов, священников, которые открывают нам двери своих домов и сердец.


в рамках образовательных программ центра «диалог будущего» мы ездим в страны библейского региона по приглашению православных арабов, священников, которые открывают нам двери своих домов и сердец.
каждый раз, приезжая в израиль и палестину, я слышу от участников поездок, что они проникаются чувством духовного единства с православными арабами, которые хранят православие на святой земле. вместе с этим появляется благодарность к местным людям за сохранение живой памяти о глубоких связях между иерусалимом и москвой.

мы уже писали статьи о молодёжных обменах между нашими странами , о налаживании культурных связей между университетами . поездки продолжаются, и расширяется поле деятельности.

во время наших поездок в назарет, где, пожалуй, самая крупная христианская арабская община, мы каждый раз встречаемся с потомками ярких представителей русской палестины н. xx в.: с отцом романом (радван) – правнуком (по матери) легендарного искандера джабриила (александра гавриловича) кезмы, директора назаретской мужской учительской семинарии иппо (1886-1914), долгие годы руководившего обучением юношей из арабских семей, будущих преподавателей сельских школ палестины. каждая встреча с отцом романом наглядно показывает, что такое в практическом преломлении «русский мир». когда слышишь его речь, видишь, как он пишет с «ятем», вдруг понимаешь, что общаешься с человеком из российской империи, хранителем той россии, того образа мира, той православной палестины, которую строили русские цари, священники, дипломаты, крестьяне-паломники в святой земле.
во время поездки в октябре 2011 мы разговаривали с президентом академического института назарета, профессором хайфского университета, доктором джоржем канази. академический институт назарета — это единственный академический институт, который основан усилиями арабской общины израиля. в беседе с нами др. канази рассказал о своих корнях, о деде, выпускнике русской семинарии, который передал любовь к россии своим потомкам, и о современной жизни христиан-арабов в назарете.
вопрос доктору джоржу канази: мы уже знаем об истории русской палестины, о двух крупнейших семинариях в назарете и бейт-джале. расскажите, пожалуйста, о вашем деде, который по окончании назаретской семинарии с отличием был удостоен чести учиться в российской империи и закончил киевскую духовную академию.

ответ: константин каназ вернулся на родину из киева в назарет и всю жизнь занимался фи-лантропической деятельностью. он построил два дома для бедных, эти здания до сих пор существуют. он собрал изумительную коллекцию книг, и его библиотека была достоянием города. до сих пор его вспоминают с большим уважением, и мы всегда помним, что образование ему дала россия.

вопрос доктору джоржу канази: сейчас вы, профессор хайфского университета, стали президентом единственного арабского университета в израиле, академического института назарета. расскажите, пожалуйста, видите ли вы пути сотрудничества с россией и с российскими вузами?

ответ: университет был создан 3 года назад, сейчас его поддерживают городские власти, есть попечительский совет, большинство финансовой помощи идёт из фондов сша. мы бы очень хотели поддерживать отношения в сфере образования с россией, это одна из самых культурных держав мира, и было бы логично продолжать наши отношения, пираясь на традицию тесных связей между нашими странами.

одним из результатов переговоров, проведённых во время семинара «школа политической элиты» (ноябрь 2010), стало начало в мае 2011 года росписи храма рождества богородицы в посёлке кфар-ясиф русскими иконописцами, преподавателем государственной академии славянской культуры (гаск) со студентами художественного факультета.

когда мы в восхищении рассматривали и фотографировали стены храма, оживающие под кистью иконописцев, об истоках этой работы, о жизни православной арабской общины в израиле, о судьбах русской палестины, исторических связях посёлка кфар-ясиф с россией и о планах на будущее нам рассказал настоятель храма, аталла махули, отец феодосий.

вопрос абуне: отец феодосий, вы уже рассказывали об истории кфар ясифа и упоминании этого места в ветхом завете, об одной из первых школ императорского православного палестинского общества (иппо), построенной в посёлке, где учились арабы-христиане в к. xix — н. xx вв. когда мы приезжали в кфар-ясиф с группами студентов из российских вузов, вы знакомили нас с семьями, где хранятся как реликвии тетради дедушек и бабушек, учившихся в русских школах иппо около 100 лет назад. расскажите, как связана ваша семья с русскими школами?

ответ: мой дед по отцовской линии учился в русской школе в кфар-ясифе. мы все очень гордимся тем, что в небольшом фпосёлке кфар-ясиф была открыта русская школа, которая дала возможность получать образование нашим родителям.

вопрос абуне: на крестном ходе у древнего храма св. георгия победоносца я видела русскую тихвинскую икону богородицы. во многих храмах на святой земле встречаются русские дары. чувствуется ли сейчас живая связь между православными русскими и арабскими приходами?
ответ: при нашем храме георгия победоносца открыта школа для православных. мы очень рады тому, что русские иконописцы, приезжающие в кфар-ясиф расписывать храм, предложили проводить занятия по иконописи с детьми — прихожанами храма. это и есть живая связь.
вопрос абуне: помнит ли молодое поколение в вашем приходе (приход 5000 чел) о связях с россией?

ответ: я уже сказал о планах начать иконописные курсы. также мы бы очень хотели открыть курсы русского языка в кфар-ясифе. все эти начинания, вместе с поездками в летние месяцы в россию, продолжают добрую традицию общения и культурного обмена.

вопрос абуне: в россии много храмов и монастырей рождества богородицы. это и феропонтов монастырь на вологодской земле, и знаменитый придел софийского собора в великом новгороде. отец феодосий, мы надеемся, что в следующий визит в россию вы посетите эти святыни, а русские иконописцы перенесут дух руси в роспись храма в кфар-ясифе.

мы рады поделиться такими позитивными впечатлениями после путешествия и надеемся, что соработничество будет продолжаться, открывая новые перспективы.

1лисовой н.н. самодержец и восток: святая земля и святая русь // русская палестина. россия в святой земле. материалы международной научной конференции. спб., 2010. с. 88.
2 бычкова а.в. статья «с любовью во христе», журнал «шестое чувство» №02 2010 год. бычкова а.в., статья «капля веры из вод иордана», журнал
«православный паломник» №3 (58), 2010.
3 информация на сайте www.diafuture.ru

образование и православие / анна бычкова, живоносный источник • № 2 (5) 2011 год

(голосов: 2)

версия для печати просмотров: 5


Яндекс.Метрика