Новости Омской митрополии

28 Ноября 2015

Пост – это не разгрузочная диета

Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу “Интерфакс-Религия” рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.

– В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

– Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух – это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: “поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно”. Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы – верующие, неверующие – духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем – маловерием, отсутствием любви, – то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого “Дух, душа и тело”.

– Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

– Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило – это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок – то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов – сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, – так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это – совесть. Без понятия “совесть” никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть – это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

– Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

– Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост – это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это – великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.

– Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

– Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.

Вообще у церковных людей есть такое выражение: “рвение не по разуму”. Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА “ПРАВОСЛАВИЕ И МИР” | 27 НОЯБРЯ 2006 Г.

источник: pravmir.ru

Размышления о посте

Николай Михайлович МАРКОВ, кандидат медицинских наук

Православные люди на Руси издавна знают, как целителен для души и тела пост. Соблюдая пост, который не только связан с телесными ограничениями, но прежде всего очищает душу, больной человек, пребывая в молитве и покаянии, несомненно получает благодатное укрепление душевных и телесных сил от Господа.

Попробуем взглянуть на эту проблему глазами науки.
Оказывается, православные посты приходятся на те периоды времени года, когда на Землю из Вселенной излучается повышенное количество энергии, которая вносит разлад в жизнедеятельность организма человека. Об этом писал еще А.Л. Чижевский в своей работе «Земное эхо солнечных бурь». Установлено, что тем, кто в это время постится, излучаемая энергия Вселенной идёт на пользу, усиливая биосинтез. Если же продолжать питаться по-прежнему, не соблюдая поста, то энергия, не усваиваясь, вызовет разрушение клеток и тканей, а образовавшиеся свободные радикалы вместе с недоокислёнными продуктами белкового и жирового обмена будут угнетать работу внутренних органов, подрывая их жизненный потенциал, вызывая преждевременное старение и дряхлость всего организма.
Зато бактерии и вирусы в этот период от обилия энергии переходят в активное состояние и успешно атакуют ослабленный организм. Именно в это время по всему миру наблюдаются эпидемии гриппа (начало зимы и весна). В средние века в годы активного солнцестояния от этого вымирало большинство населения Европы.

Теперь посмотрим на пост со стороны духовной.
К сожалению, есть немало людей, думающих, что пост заключается в том, чтобы питаться постной пищей, причём вдоволь… Это не так.

Истинный пост — это прежде всего воздержание человека от всякого рода излишеств и развлечений. Пища должна быть как можно менее сладкой, менее жирной и необильной. Но главное — усиленная молитва, сокрушение и смирение сердца покаянием, посещение храма и Причастие Святых Христовых Тайн, участие в молебнах и соборовании. Обязательным является воздержание в супружеских отношениях. Прислушаемся к словам святого Иоанна Златоуста: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и съедаем?..» Надо помнить о том, что пост — это не просто диета, но духовное упражнение, необходимое для воспитания и закаливания воли. Научившийся обуздывать своё чрево легче научится обуздывать свой язык, мысли, чувства, страсти и непомерные притязания. Цель поста — не прекращение употребления сливочного масла, а нечто более существенное: победа над страстями, примирение с ближними, глубокое внутреннее смирение; воздержание души постящегося от всякого гнева, ярости, прелюбодейства, злобы и мщения; обуздание языка от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения и лести, лжи и всякого злоречия; подавление в себе гордости, похоти, блуда, лицемерия, сребролюбия, своенравия, корысти, лени, высокоумия и высокомерия, самолюбия и прочих страстей.

За последние годы в научно-медицинской литературе описано немало случаев, когда душевнобольные люди по мере воцерковления, по милости Божией, выздоравливали. Благоговейное соблюдение постов и постных дней, сугубое молитвенное бдение и приобщение Святых Христовых Тайн в корне изменяют психическое состояние людей. У них исчезают упорные бредовые идеи, галлюцинации, значительно улучшается самочувствие. Посты излечивают и от многих сердечно-сосудистых и лёгочных заболеваний, патологии желудочно-кишечного тракта, гинекологических и урологических расстройств, в основе которых лежит либо сильная зашлакованность организма, либо нарушения обменных процессов и биосинтеза, возникающие вследствие духовного грехопадения человека.

Посты регулируют и рождаемость, позволяя избежать зачатия в неблагоприятные периоды времени года. Анализ дат рождения различных асоциальных групп людей показал, что в посты зачаты 72% самоубийц, 62% уголовников, 70% экстрасенсов (среди которых 84% лиц, обладающих неустойчивой психикой). Сильнейшая энергия, излучаемая в это время из Солнечной системы, оказывает неблагоприятное воздействие на формирование плода будущего ребёнка. Зато зачатие после постов, когда организм обновляется, способствует рождению физически крепких и интеллектуально одарённых людей. Очень много долгожителей рождается зимой, т.е. они были зачаты после Великого поста. Согласно данным Г.Я. Васильевой и В.П. Казначеева, из 1800 выдающихся физиков, астрономов и математиков 75% рождены зимой.

Пост духовный и телесный приводит нас к христианскому совершенству. Только не надо отчаиваться, если не сразу всё получается. Труд духовного совершенствования — это тернистый путь восхождения к познанию Истины. А «дорогу осилит идущий», потому что это путь к добру, здоровью, процветанию наших потомков и возрождению России.

Не первый год Православная Церковь, скорбя о померкшей славе и былом могуществе России, возносит ко Господу молитвы о её возрождении. «Ответ на этот вопрос зависит от нас самих, — мудро говорил архиепископ Аверкий. — Россия воскреснет только тогда, когда мы сами, сыны и дщери её, сохранившие верность ей, как Святой Руси, воскреснем душами своими… И теперь бессмысленно толковать о том, как возродить и спасти Россию, если мы сами себя не желаем спасать: если мы нисколько не исправляемся, не изменяемся к лучшему, продолжаем упорно быть вольнодумцами и самолюбцами; если живём как не ведающие Бога, в нравственной нечистоте и распутстве, отказываемся от своего православного русского имени, думая лишь об устройстве своего земного благополучия, земной карьеры; если, страдая властолюбием, нелепым чванством и гордынею, понуждающими нас враждовать друг с другом… мы не только не хотим по-братски, с любовью помогать и уступать друг другу, но, клевеща и злобствуя, друг друга уничтожаем…» Вот о чём стоит задуматься в период поста каждому из нас, пребывая в молитвенном покаянии!

Нужно только помнить, что православный христианин постится духовно и телесно не для людей, а для Бога, в тайне, тогда «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,18): пошлёт в душу мир и тихую светлую радость, исполненную благодатию Святого Духа.