Новости Омской митрополии

30 Ноября 2015
DSC03907_новый размер

25 ноября 2015 года по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира в Ачаирском женском монастыре Честного Креста Господня, в рамках Омских областных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» впервые провела работу секция, посвященная монашеству. Среди участников и докладчиков были представители Омской, Тарской, Калачинской, Исилькульской и Томской епархий более 30 человек. В соборе Успения Пресвятой Богородицы перед началом работы круглого стола был совершен молебен на начало доброго дела.

Работу круглого стола «Монашество на Сибирской земле» возглавил руководитель отдела по монастырям и монашеству игумен Зосима (Балин), наместник Свято-Никольского мужского монастыря села Большекулачье Омского района, Омской области.

Доклады были посвящены истории монашества в Сибири, внутренней жизни обителей, в частности внутреннему деланию и монастырскому уставу.

Первый доклад озвучил епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. В своем выступлении владыка рассказал об истории всего Российского государства в период возникновения первых монастырей в Сибири, подчеркнул, что Ермак не присоединял земли, а восстанавливал ранее существовавшие границы по просьбе сибирских татар, страдавших от набегов:

- Первыми городами в Сибири были Тюмень, через год появился Тобольск, через семь лет Тара. Первым был создан Тобольский Знаменский монастырь, в 1588 году, фактически для раненных служивых людей. В Таре в 1620 году сформировался Параскево-Пятницкий монастырь, через год в Томске Успенский монастырь. Мы знаем, что «свет для монахов – Ангелы, свет для мирян – монахи!» Поэтому монахам важно понуждать себя во всем, в одежде благолепной святой, благородстве, молчании, послушании заповедям и наставникам, в богомыслии, молитве, кротости, вере, любви к Богу и людям быть видимым образцом для мирян.

Из Западной Сибири путь монахов и миссионеров шел на восток и далее на Аляску.

При Петре I и Екатерине II дважды прошла секуляризация, сокращение числа монастырей и их земель. В Сибири этот процесс был меньших масштабов. Надеюсь, новые сведения найдутся в архивах, и мы больше узнаем об истории монашества в Сибири.

Миссионерское направление в деятельности монахов и священства стало доминирующим. Социальное служение в монастырях было по зову сердца, по любви к нищим и нуждающимся, по примеру древних египетских монастырей преподобного Пахомия Великого. Недостаток безмолвия Бог восполнял благодатию за дело любви и милосердия. Но главным являлись, конечно, обеты Святого Крещения и монашеские обеты, восстановление внутреннего достоинства Ангельского – послушание Богу и служение всякому человеку.

Нам не хочется любить внутренне – мы заставляем себя подражать Богу хотя бы внешне и деятельно любить Образ Божий в каждом человеке! Перед смертью Апостол Иоанн Богослов говорил одно и то же: «Чада! Да любите друг друга!» Ученики спросили: «Отче! Ты все время говоришь одно и то же». «Это самое главное», – ответил Апостол. Аминь!

 

Следующим выступил заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом истории Омского государственного историко-краеведческого музея, аспирант-историк Алексий Рудольфович Адамсон. Тема его исторических изысканий была вкратце изложена в докладе «Зарождение православного монашества в Сибири» и в основном была основана на источниках светских. Упомянуто было, что главная цель атамана Ермака была в очищении территории от нечистых сооружений, и что Ермак сам выбрал день для одной битвы в день святого Димитрия Солунского.

Игумен Виталий (Кляритский), клирик Исилькульской и Русско-Полянской епархии, рассказал о возрождении Свято-Никольского мужского монастыря в селе Большекулачье. В начале докладчик вспомнил о посещении в молодости Псково-Печерского мужского монастыря с решением помолиться там и поработать, как взял благословение у старца Иоанна (Крестьянкина), позже несколько раз приезжал к нему, советовался. Отметил, что молитвенники монахи в монастырях выглядели очень молодо.

- В Абалаке был мой постриг в мантию, – рассказывал игумен Виталий. – Трудились, восстанавливали, с местными жителями не всегда было взаимопонимание. В 1995 году приход стал монастырем, в этом году юбилей был.

По истории монастыря отец Виталий написал книгу.

Игуменья Вероника (Молочкова), настоятельница Ачаирского женского монастыря выступила с докладом «Божие присутствие в истории создания фундамента монастырской жизни на святой Ачаирской земле». Она сказала, что есть книги об истории монастыря, рассказала, как и когда появились монастыри в Омской области, как добрый человек Мещеряков Виталий, отец которого тоже был в этом лагере, выделил землю под монастырь. После многих лет богоборчества на политой кровью заключенных земле возник величественный комплекс Ачаирского монастыря. Присутствующие узнали об уставе монастыря, о трудах монахинь и послушниц.

- У игуменов монастырей масса проблем, но, решая многие из них, можно не заметить самой главной – духовной, молитвенной, - говорит игуменья Вероника. – Надо насаждать молитвенное делание, молиться везде и всегда, надо всем взять на себя этот нелегкий труд, этот крест, эту духовную ношу. В Обители мы получаем болезненные для гордости, но чрезвычайно полезные обличения и ценные советы, и опыт по улучшению взаимоотношений с близкими нам людьми, упорядочиванию духовной жизни, отсечению тщеславия и самолюбования, обретения зачатков смирения.

Ведь это один из главных уроков – обретать смирение и чувство, что без Бога мы сами ничего не можем! А вскрываемые гнойники гордости болят, но после чувствуется благостное чувство выздоровления!

Следующий докладчик, игумен Серафим (Максимов), настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Тарской епархии в докладе «Современные условия прохождения монашеского делания в свете учения Святых отцов» рассмотрел признаки последнего времени погибающей человеческой цивилизации. Было сказано о необходимости смирения и покаяния, о грехах боязливости, человекоугодия, о сохранении веры в эпоху обмирщения Церкви, чтобы невольно не пойти против Бога и Его Церкви:

- Были пророчества святых, в частности отца Нила Мироточивого, о признаках апостасии, о том, что подвиги монашеской жизни будут отняты, а спасаться надо будет благодушным терпением скорбей и болезней. Отец Серафим (Роуз) сказал, что книг много сейчас печатают о монашестве, многие их читают, мечтают о себе возвышенно, но надо быть смиренными и реалистами, мы далеки даже от обычных христиан прошлого века.

Лицемерие все больше распространяется, ложь смешивается с правдой. Истина одна, а вот лжеистин много! Надо дух усвоить истины. Отец Лазарь (Абашидзе) формулировал так: «Внутреннее делание необходимо, пусть высоты нет, как в прошлые времена, но направление верное, православное надо держать»!

Следующий доклад «История Томского монастыря – от прошлого к настоящему» представил иеромонах Амвросий (Кузнецов), насельник Богородице-Алексиевского мужского монастыря Томской епархии.

Доклад иеромонаха Амфилохия (Пономаренко), настоятеля храма святого великомученика Георгия Победоносца с. Азово носил название «Трезвение, как опыт христианского внутреннего делания». Был сделан упор на текстах Священного Писания и высказываниях святых о бодрствовании над собой, неослабном внимании к внутренней жизни, избегая сонливости, чтобы не ослабеть. Трезвение – это свобода от уныния.

Заключительный доклад монахини Любови (Хрычевой), руководителя отдела по социальной работе Калачинской епархии был посвящен различным аспектам работы отдела по социальной работе.

По итогам обсуждения работы круглого стола была принята резолюция.

Тамара Похитайло