Новости Омской митрополии

9 Января 2016
20160108 032 Попразднство Рождества Христова Собор Воздвижения Креста Господня Омск митр. Владимир (Иким) IMG_8573

 

Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Мф. 2, 2

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Что почувствовали жители Иерусалима, когда персидские мудрецы рассказали им о Рождестве Царя Иудейского, возвещенном чудесной звездой? Пришествие Спасителя, «Утехи Израилевой», являлось величайшим обетованием Божиим, данным патриархам и пророкам. Мессия должен был установить вселенское Царство добра и справедливости, даровать всемирную честь и славу народу, из которого вышел, и вот уже из далекой Персии прибыли знатные, богатые волхвы, чтобы поклониться новорожденному Царю царствующих. Казалось бы, Иерусалим возликует при вести о Рождестве Мессии и многотысячные толпы устремятся на поклонение Христу. Но нет, «весь Иерусалим встревожился» (Мф. 2, 3).

Отчего не радостью, а «страхом иудейским» был объят Иерусалим? Причина тому – нечистая совесть. Дотоле иудеи «почивали на Законе Моисеевом», как на мягкой перине. Пребывая в духовной спячке, они кичились внешними обрядами: обрезали крайнюю плоть, выплачивали десятину храму, сжигали потроха жертвенных животных – и потому считали себя избранниками Божиими. Но Царь Правды мог спросить с них по иному счету, заглянуть в их сердца – и увидеть там не Моисееву праведность, а языческую мерзость, не любовь к ближнему, а холодную жестокость, не Боголюбие, а тайные пороки. Вот чего страшился Иерусалим, город лицемерных фарисеев, коварных саддукеев, тщеславных книжников.

Более всех встревожился царь Ирод, заподозривший в неведомом Младенце угрозу своей власти. Известно, что тиран пугается даже собственной тени. Ирод «Великий» не являлся законным царем Иудеи – он был иноплеменник, самозванец, ставленник захватчиков-римлян. Власть Ирода держалась на страхе народа перед его свирепостью, но с появлением Царя Иудейского из рода Давидова эта шаткая опора тирании могла рухнуть. И Ирод, воспламенившись злобою, замыслил убийство новорожденного «соперника». В безумии своем он не понимал, что ополчается на Всемогущего Бога.

Нечестивый царь вызвал к себе первосвященников и книжников и потребовал от них сведений о месте рождения Мессии. Эти знатоки Закона, «служители алтаря», превосходно понимали, кто такой Ирод и чего можно ожидать от его лютости. Тем не менее они угодливо сообщили тирану: согласно пророчеству, Спаситель должен родиться в Вифлееме, городе Давидовом. Это был донос иудейской верхушки на Сына человеческого, отдание Его на расправу кровожадному деспоту. И если Иродова попытка богоубийства оказалась неудачной, то не из-за соучастников его преступного замысла, фарисеев и книжников.

Нет, не ждал Мессию, не хотел Царства справедливости лицемерный Иерусалим. Святитель Григорий Неокесарийский говорит: «Родился в Иудее новый Царь; но это новое и чудное Рождение, в которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Превратно толковали фарисеи Закон и пророков. Полное таинства Рождение старался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почесть Родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него жизнь».

Ирод попытался обмануть чистосердечных волхвов – обольстить их сладкими словами и использовать в качестве «агентов-осведомителей». «Послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2, 8). В отличие от фарисеев пришельцы из дальней Персии не догадывались, какого рода «поклонение» собирается учинить тиран в Вифлееме. И волхвы отправились в путь, уверенные, что царь Ирод – единственный благочестивый человек во всем Иерусалиме.

Мудрых волхвов не могло не удивить холодно-боязливое отношение иудеев к Рождеству Спасителя. «Звездословцы» поняли: Сам Господь скрывает предивное чудо от этого народа, погрязшего в земных пристрастиях, ставшего равнодушным к Небесному. Жестоковыйные иудеи пренебрегли данным им сокровищем Ветхозаветного Откровения, и на пути к спасению их опередили не знавшие Истинного Бога народы, истомившиеся духовным голодом.

В лице прозорливых волхвов Сыну Божию поклонился языческий мир. Слово «волхв» в старославянском переводе Библии вовсе не означает гадателя или колдуна, заигрывающего с темными силами, – так поименованы философы и ученые древности. Язычество с его грязью и ложью не могло удовлетворить людей мудрых, ищущих высший смысл жизни, за красотой и разумностью творения провидевших Всесовершенного Творца. Они не имели ясной книги Закона Божия, но учились разбирать смутные письмена Естественного Откровения, запечатленного Создателем в неодухотворенной природе и в самой душе человеческой. Так языческий мир, словно бы забытый Господом, на самом деле тайно приуготовлялся Промыслом Божиим к встрече Спасителя. Иудея была подобна теплице, оранжерее, где укрывались семена Божественной Истины. Но когда настала «полнота времен», иудеи отказались выйти из этого полутемного уютного мирка на вольный ветер Откровения Любви, несущего освобождение человеческого духа. И Христово Благовествование дало обильнейшие плоды не здесь, а в языческом мире, ранее сотрясавшемся бурями нечестия.

Языческие народы имели своих пророков, предвозвещавших грядущее Искупление. Бывшие «начатком Церкви от язык», волхвы явились из Персии. Именно там сивилла Самвифи Халдейская пророчествовала: «Глухим камням уподобятся алтари, оскверненные кровью одушевленных и жертвою четвероногих. Люди же узрят потом во великой славе Единого Бога». В сивиллиных книгах говорилось и о чудесной звезде, знаменующей Рождение Царя-Примирителя. А из ветхозаветных пророков Персия помнила Духоносного Иезекииля, устами которого говорит Всевышний: «Узнают народы, что Я – Господь, когда святилище Мое будет среди них во веки» (Иезек. 37, 28).

Казалось бы, что за дело было волхвам до происходящего в захолустной Иудее? Окруженные почетом и роскошью правители персидских городов могли пренебречь знамением, остаться на родине и дальше наслаждаться властью, богатством, земными благами. Но недаром эти персидские князья звались мудрецами. Мудрее знаменитого царя Соломона явились они, ибо Небесный зов предпочли всем человеческим рассуждениям. Вифлеемская звезда, по утверждению блаженного Феофилакта и святителя Иоанна Златоуста, была не тварным светилом на небосклоне, а некоей силой Божией, превышающей законы природы. Многие видели это чудо, но последовали его призыву только три персидских князя: «Первый – Мельхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он нес золото Царю и Владыке. Второй – Гаспар, молодой и без бороды, с лицом румяным; он нес ладан вочеловечившемуся Богу. Третий – Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою; он нес смирну Сыну Человеческому».

Вифлеемская звезда привела волхвов в бедный угол, где они увидели не царя, окруженного пышной свитой, а малого Младенца и рядом с ним только смиренную Мать и старца–плотника. Но это убожество земной обстановки не смутило звездословцев, внимавших Небесному. Волхвы поклонились Младенцу – не как человеку и даже не как царю, а как Богу: «падши поклонились Ему» (Мф. 2, 14). Принеся свои дары, святые Мелхиор, Гаспар и Валтасар удалились, чтобы проповедовать миру Рождество Спасителя. Задолго до апостолов начали они благовествовать народам пришествие Сына Божия, и только в Иерусалим не понесли эту всерадостную весть, – «Получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12).

Ликующая песнь Ангелов, поклонение пастухов, богатые дары волхвов – все это, казалось, предвещает Младенцу Иисусу, Девственной Его Матери и праведному Иосифу-обручнику земную славу, покой, радость. Но нет – «мир, лежащий во зле», встретил Божественное Дитя лютостью сатанинской. «Се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его; и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13).

От иудеев, почитавших себя «избранниками Господними», должен был Сын Божий скрываться в Египте – крае, бывшем средоточием языческой мерзости. Доныне в Египте высятся зловещие громады пирамид – памятники культа смерти и царства мертвых. И от готовивших Ему казнь мнимых друзей-иудеев бежал Богомладенец Христос к египетским язычникам, как к друзьям истинным. Сюда явился Победитель ада и смерти, чтобы отсюда начать воскрешение духовно помертвевшего человечества.

Господь освятил землю египетскую Своим пришествием. Когда Святое Семейство вошло в город Илиополь, здесь рухнули языческие идолы. Священное Предание повествует о том, что египетские жрецы не опечалились, а обрадовались крушению своих кумиров: предсказанное пророком Иеремией, это знамение означало наступление иной, и лучшей, эры.

В Фиваиде, южном Египте, протекло младенчество Сына человеческого, и здесь же многими великими деяниями славилась юная Церковь Христова. Фиваидские отцы-пустынники и доселе являют недосягаемые образцы подвижнической жизни. В стенах Александрийского огласительного училища возрастали наставники благочестия, ревнители веры, искоренители ересей. Из Египта вышел сонм исповедников и мучеников христианских в пору гонений. Святитель Иоанн Златоуст называл Александрийскую Церковь «небом, наполненным всякого рода светилами». Так этот край, бывший некогда юдолью греха и смерти, просиял после того, как приютил Богомладенца Христа.

Сбывалось реченное Господом через пророка: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос. 11, 1). А безумный Ирод ждал возвращения волхвов, чтобы с их помощью отыскать Богомладенца и умертвить Его, – но так и не дождался. В буйную ярость пришел нечестивый царь, когда понял, что лицемерное коварство его не дало плодов. Тут Ирод предстал в истинном своем обличье – беснующегося зверя, слепого орудия сатаны. Только диавольской жестокостью мог быть продиктован его приказ: истребить всех вифлеемских младенцев в возрасте до двух лет.

Ужас, кровь, великое рыдание в Вифлееме! Четырнадцать тысяч трупиков беззащитных младенцев нагромоздили Иродовы палачи. Матери «плачут о детях своих и не хотят утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15). Среди убитых оказался и собственный маленький сын Ирода, плод его мерзкой похоти. Услышав об этом, даже римский император Август, привыкший слышать о всякого рода зверствах, ужаснулся и воскликнул: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Да, Ирод не щадил никого в бесовской охоте на Божественного Младенца.

Но почему Всемилостивый Господь допустил эту чудовищную резню? Почему не сломались мечи, разрубавшие тела младенцев, почему не отсохли руки у палачей? Почему Ирод не проглотил свой гнусный язык, когда отдавал такой приказ? Как всех подобных ему «сынов погибели», Ирода «предал Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1, 28). А о младенцах вифлеемских говорит святитель Иоанн Златоуст: «Так надлежало им быть предвосхищенными, ибо должны они были обрести некое величие, и нечто великое исправить должны были».

Великий плач стоял в Вифлееме во время учиненной Иродом резни. Но не скорбеть, а ликовать должны были родители, если бы могли видеть вечную участь детей своих. Первые мученики за Христа Спасителя, невинные дети Вифлеема просияли в Небесном Царствии и наслаждаются чистейшей радостью, даруемой Отцом.

Дивны тайны Вселюбящего Бога Промыслителя. Вот по пути на Крестную смерть, сказал Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28). Земная жизнь вифлеемских детей оборвалась задолго до этого грозного часа. Что могло ждать их на земле? Соблазн фарисейской лжи, из-за которого многие из них оказались бы в толпе богоубийц, орущих: «Распни Его!» – и обрекающих себя огню преисподней. Римские мечи, ужасы близящейся имперской расправы с мятежной Иудеей. Вифлеемских младенцев ожидали подлость и коварство, грязь и кровь, – но, не познав всего этого, вознеслись они в райские обители.

Истинно плачевна участь их палача, безумного царя Ирода. В жуткой адской бездне слышит он несмолкаемые стоны убиваемых младенцев, вопли и рыдания их матерей, – нестерпимая, нескончаемая мука детоубийцы!

Как жестоко обманулся несчастный Ирод! Он просчитался и тогда, когда тщательно организовал вифлеемскую резню, надеясь среди множества младенцев убить и Божественное Дитя, – ни одна жертва не ускользнула от царской лютости, кроме Единственной – Вселенской Жертвы, уготовленной для Креста, а дотоле хранимой Всемогущим Небесным Отцом. Ошибался Ирод, и когда трясся за свою жалкую земную власть, думая о новорожденном Царе Иудейском, – не земные царства покорять, а утверждать «Царствие не от мира сего» в человеческих душах явился Христос. Нет, не Богомладенца, а Всевышнего Правосудного Судии следовало страшиться нечестивому Ироду, вифлеемской резней переполнившему чашу гнева Господня.

После свершенного им избиения младенцев дни Иродова царствования были уже сочтены, да и этот краткий срок стал для нечестивца прообразом страшного загробного удела. Тело его было поражено многими болезнями, распухло и начало гнить, он задыхался, не мог ни сидеть, ни лежать, и в живой смердящей плоти царя-изверга копошились черви. Несколько раз пытался Ирод покончить с собой, но страх оказывался сильнее страданий. Это был зримый переход от земных мучений к муке вечной. И наконец, ужасная жизнь его была прервана ужасной смертью – преддверием той гибели, где червь не умирает, и огонь не угасает.

Ирод-детоубийца, старший из носивших это имя иудейских правителей, именовался «Великим». Римляне, чьим ставленником он являлся, были им довольны: при Ироде «Великом» в Иудее царило спокойствие – слишком силен был всеобщий ужас, внушаемый жестокостью тирана. Историк Иосиф Флавий пишет о временах его правления: «Каждый измышлял обвинения, каждый клеветал, руководствуясь личной или партийной враждой. Многие злоупотребляли кровожадным гневом царя, обращая его против своих противников. Ложь мгновенно находила к себе веру, и едва только произнесено было обвинение, как уже совершалась казнь. Случалось часто, что только что обвинявший сам был обвинен и вместе со своей жертвой шел на казнь, ибо царь, из-за опасений за свою собственную жизнь, осуждал без следствия и суда».

Ирод «Великий» был поистине «сыном погибели», всецело поработившим себя гнуснейшим страстям. Обладание властью вселило в него чувства вседозволенности и безнаказанности. Нечестивый царь упивался безумной мыслью: нет судьи и нет отмстителя за его преступления. Он имел пятерых жен и без счета наложниц. Одну из этих жен и троих собственных сыновей Ирод казнил. Кровожадность его была ненасытна: жертвы царской свирепости насчитывались десятками тысяч. Не щадил он и соучастников своих злодейств: перед своей смертью Ирод учинил избиение иудейской верхушки, уничтожил и весь Синедрион – семьдесят человек, перед тем указавших ему место Рождества Спасителя. Так просчитались фарисеи, предпочитавшие железное иго владычества Иродова «благому игу и легкому бремени», предлагаемому Христом. Так всегда обманываются «сыны погибели», ибо диавол-человекоубийца не только ополчается на праведников, но и со сладострастной жестокостью расправляется с собственными прислужниками.

В чем же заключалось «величие» иудейского царя-изверга, Ирода-старшего? Он осуществлял то, что называют «сильной» властью, дающей народу покой и порядок. Но на деле правление этого великого нечестивца развращало Иудею, подготавливая ее к неслыханному греху богоубийства, за которым последовало разрушение Иерусалима, крах государства и рассеяние народа по чужим странам.

Духовно незрячие историки часто усматривают величие в тех правителях, которые сами погрязли в грехе и несли своим народам неисчислимые бедствия. Так и у нас до сих пор именуют «Великими» Петра I и Екатерину II, которые, жизнь свою проводя в нечистоте, являлись «великими» гонителями Церкви и развратителями народа, в царствованиях которых коренятся нынешние беды России. Из русских царей благую часть избрал Александр I, победитель «великого» кровопийцы Наполеона, отвергший поднесенные ему сенатом титулы «великий» и «отец Отечества», принявший лишь славное имя Благословенного.

Святитель Феофан Затворник говорит: «Бывают сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаживания причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении людей мы знаем. Кто действует противно определению Божию о нашем спасении, того нельзя считать великим, как бы ни были заметны дела его. Истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом – воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию».

Не завоевателей, организующих массовые убийства, не лжемудрецов, создающих душепагубные теории, не людей искусства, использующих свой талант для сеяния разврата, – не их Святая Церковь почитает великими, но – подвижников, страстотерпцев, наставников благочестия. Велик преподобный Антоний Египетский, в пустынном уединении соделавший свой дух «огненным столпом от земли до неба», явившийся основоположником равноангельского монашеского жития. Велик святой страстотерпец Георгий Победоносец, вольным страданием за Христа явивший пример высочайшего мужества. Велик святитель Василий Каппадокийский, учитель Церкви, труды которого множеству людей указали путь к вечному спасению. Таково истинное величие сынов Света, остающееся ведомым или неведомым этому миру, но знаемое Отцом Небесным.

Высочайшим Божественным величием обладал Сын человеческий, Христос Искупитель. Не в громах и молниях, не в устрашающих чудесах, не во власти над легионами ангелов проявилось земное Его величие. По слову пророка Исаии:

«Отрок Господень… не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах.

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;

Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать…» (Ис. 42, 2–4).

В бесновании Ирода над кровью убиваемых детей и воплями матерей мы видим мрачный прообраз адских зрелищ. В Вифлеемской пещере, среди бедности, бесприютности, козней вселенской злобы, райской безмятежностью сияет нам Лик Божественного Младенца.

Одевшись в человеческое тело, Христос оставался Всемогущим Богом. О Младенце Вифлеемском было сказано: «Лежит Сей на падение и восстание многих» (Лк. 2, 34). Да, Сын Божий сделался Истинным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. В этом мире Он был бездомным Скитальцем, претерпевшим гонения, поругания, скорби, страшную смерть. Но каждый умысел коварных ненавистников оборачивался для Него великой славой, а для них – несмываемым позором. Беззащитный, Он посрамил силу царя Ирода. Неимущий, Он постыжал богачей. Смиренный, Он попрал гордыню фарисеев. Простой, Он ниспроверг ученость книжников. Сквозь смерть, сквозь унизительную крестную казнь пришел он к торжеству Воскресения Своего. То была победа слабости Божией над всею мощью сатанинской. Так кроткий Богочеловек разрушил царство свирепого диавола. Эту непобедимую победу даровал Спаситель роду христианскому.

С пришествием в мир Сына Божия человечество словно бы разделилось на два стана – спасаемых и погибающих. Спешат поклониться своему Избавителю чистые сердцем пастухи и высокие разумом волхвы. Дышат ненавистью Ирод и фарисеи, умножая свои преступления, тщетно надеясь избежать будущего Суда, скрыться от грядущего Праведного Судии.

В каком стане окажемся мы с вами? Расслышим ли ангельскую песнь, последуем ли за Вифлеемской звездой? Или дадим бродить в себе фарисейской закваске, лохмотьями лицемерия прикрывая омерзительную наготу грехов своих? Все мы называем себя христианами, как будто бы и торопимся встретить пресветлое Рождество Спасителя нашего. Но, если не иметь пастушеской крепкой веры, не обладать бывшей у волхвов духовной бодростью, как просто с этого светлого пути вернуться во мрак, даже не к Ироду-детоубийце, а к самому душеубийце-сатане, – и продать ему тайну Рождества Вифлеемского, тайну собственного спасения за сребреники нечистых утех или «страха ради иудейского». Будем же беречься этого горшего из несчастий, памятуя призыв святого апостола Павла: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13, 5).

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Единожды родился в Вифлееме Спаситель мира, но с той поры постоянно совершается в сердцах человеческих спасительное Рождество Его. И в тайниках нашего с вами внутреннего мира разворачивается все та же евангельская история. Ярится Ирод – гордыня наша, высылая орду палачей – похотей и страстей, чтобы умертвить рождающуюся в нас Любовь Божию. Готовят доносы на Свет Вифлеемский лицемерные фарисеи – самодовольные наши умствования, сеющие в нас сомнения в вере. Встревожен иудейский Иерусалим – город греха, не желающий впускать в себя чистоту и святость. И дабы воистину праздновать нам Рождество Христово, дабы явиться нам в стане спасенных Им – ополчимся же на внутренних наших врагов-душегубителей, взирая на путеводную Вифлеемскую звезду, светоч братолюбия и Боголюбия.

Близко к нам блаженное вечное Царствие, и вочеловечившийся Сын Божий благоволит называть нас Своими братьями, и Небесный Отец – детьми Своими, и Дух Святой обитает в верных. Да не отпадем мы, призванные и избранные, от несказанной радости – жизни с Господом Человеколюбцем, сказавшим: «Пребудьте в Любви Моей» (Ин. 15, 9). Аминь.

 Митрополит Омский и Таврический Владимир