Новости Орловской митрополии

Источник информации: Орловско-Ливенская епархия
9 Февраля 2015

9 февраля 2015 - 09:08

8 февраля, в Неделю о блудном сыне, Православная Церковь отметила праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в годы безбожных гонений XX века. Митрополит Орловский и Болховский Антоний в этот день совершил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе Орла. В своей проповеди после Евангельского чтения Владыка призвал паству не забывать причины трагедии прошлого и помнить о подвиге Новомучеников.

«Сегодня — особый день святых Новомучеников нашей эпохи, которые пострадали за Христа и Отечество. Причина того, что произошло — отступление от Бога. Когда уходят от заповедей Его, истины и правды Его, жизнь на земле превращается в ад. Потому что тогда торжествует сатана, который считает, что владеет миром. И на пути к Богу возникают преткновения, которые утраивает диавол, а люди на них соглашаются и уходят от истины и правды, и пожинают то, что пожинают: неудачи в семейной жизни, маразм в обществе, когда забывают о правильном ведении хозяйства, а в мировом масштабе — страшные военные потрясения.

Я надеюсь, что пройдет то, что происходит сейчас в Украине, и вспомнят жители Новороссии, как Господь их спасал. Сколько бомб падало... Но Бог милостив. И люди удивляются: вот с ним рядом кто-то был — и он убит; а другой человек, который не ожидал, что бомба упадет там — жив, здоров — в это время ему понадобилось куда-то пойти, он уходи от страшной напасти, которая посещает некоторых — тех, кто предал забвению святое. Когда началась Великая Отечественная война, люди в окопах начали креститься, молиться. Известно много таких случаев. Но об этом умалчивают, потому что по-прежнему сатана действует в мире, отторгая людей от Бога, а мы к этому равнодушны...

И даже в это день, когда святая Церковь празднует память Новомучеников и исповедников Российских, нас в храме — раз, два и обчелся... Нам нужно помнить о тех, кто в годы лихолетья пострадали в из-за греховности человеческой...

Гонение на Церковь Христову в России началось еще до захвата власти богоборцами. Уже с 1905 г. в газетах стали появляться сообщения о первых жертвах грядущего гонения.

В Ялте в 1905 г. за бесстрашные обличения царивших тогда в городе революционных настроений в своем доме, на глазах у жены и трех малолетних сыновей, был заколот кинжалами священник о. Владимир Троепольский. Его последние слова, обращенные к убийцам, были: «Бог простит!»

В селе Городищи (Царицынской обл.) 30 ноября 1906 г. также в своем доме был убит священник о. Константин Хитров. Убийцы не пощадили никого из его домашних: о. Константин, его матушка, пятилетний сын Сергей и малолетний Николай — все были найдены с проломленными черепами.

В 1910 г. в Тифлисе был убит Экзарх Грузии архиепископ Никон.

Эти первые жертвы, по сравнению с тем, что суждено было перенести Русской Церкви позднее, являлись как бы маленькими царапинками на ее теле. С приходом к власти большевиков она уже вся обагрилась кровью мучеников.

Во время Поместного Собора 1917— 1918 гг. в Москву к Святейшему Патриарху Тихону со всех концов необъятной России потекли сообщения о новых мучениках и исповедниках, претерпевших муки и смерть за Христа.

31 марта 1918 г. на заупокойной литургии в храме Московской Духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном были помянуты 15 священномучеников поименно «и иных многих священнаго, иноческаго и мирскаго чина, их же имена Ты, Господи, веси».

Первомучеником русского духовенства стал протоиерей Петроградской епархии о. Иоанн Кочуров. За бесстрашную проповедь он подвергся избиению, а затем его, полуживого, долго волокли по шпалам, пока он не предал свою душу Богу. 25 января 1918 г. в Киеве был замучен благостный старец-святитель митрополит Владимир.

4 июля 1918 г. в Екатеринбурге был злодейски убит государь император Николай II со всем своим августейшим семейством и с верными слугами, ставшими мучениками христианского долга. Палачи не пожалели даже ни в чем не повинных детей.

Не стало на Руси кроткого и боголюбивого царя — взят был от народа «удерживающий», и кровь христианская потоком хлынула на Русскую землю.

Четыре дня спустя после убиения царственных страстотерпцев Патриарх Тихон в одном из московских храмов по поводу их блаженной кончины говорил: «...мы знаем, что он (государь), отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... и вдруг он приговаривается к расстрелу. ...Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это нас называют контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: „Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его“ (Лк. 11, 28).»

Замечательны слова прп. Серафима Саровского о будущем царе-мученике: «Того царя, который меня прославит, — я прославлю». Это пророчество подтвердилось в 1903 г. при прославлении прп. Серафима, когда государь написал: «Немедленно прославить». Он любил Серафима Саровского.

На следующий день после екатеринбургского злодеяния в Алапаевске были убиты вел. княгиня Елисавета Федоровна — мы поминаем её за каждой службой, родная сестра царицы мученицы, тайно постриженная в иночество, ее сподвижница монахиня Варвара. Вместе с ними мученическую кончину приняли и князья царской крови: Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, а также Владимир Палей, Сергей Михайлович и раб Божий Феодор Ремез. Всех их живыми сбросили в шахту и там забросали гранатами. Великая княгиня до конца помогала умиравшему князю Иоанну Константиновичу, делала ему перевязку там, в шахте, пела надгробные или хвалебные Богу песни. Около тела святой были обнаружены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди ее лежала икона Спасителя.

Святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары были помотом через Монголию перевезены на Гефсимаьскую гору в Иерусалиме, и исполнились слова, которая она сказала перед открытием новопостроенного Царем храма: «Хотелось бы мне, чтобы я по окончании жизни была похоронена в этом храме». Так оно и получилось, потому что это желание ее было исполнено белогвардейцами. И в 1981 г. перед прославлением новомучеников Российских их гробницы, хранящиеся в Иерусалиме в русском женском монастыре в Гефсиманской веси, были открыты для поклонения.

В 1918 году вместе с обреченными числе 14 человек был расстрелян в Смоленске епископ Орловский Макарий. Он до последней минуты у разрытой могилы духовно укреплял казнимых и принял смерь последним. После отступления белой армии из города они, следуя примеру архипастыря, не захотели оставлять свою паству. Помните, часть духовенства убежала за границу. А 160 иереев во главе с архиепископом остались там — они знали, что их ждет. Они были умучен и причислены к лику святых. Самого престарелого святителя большевики повесили на царских вратах церкви монастыря св. Митрофана.

Вместе с ним в том же монастыре были замучены семь инокинь: они были брошены мучителями в котел с кипящей смолой.

С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев Харьковской епархии.

В Перми в 1919 г. после занятия города Белой армией были обнаружены тела расстрелянных и замученных 42 священнослужителей. Весной, когда снег растаял, они были найдены закопанными в семинарском саду, многие носили на себе следы пыток. В городе Тобольске в 1921 г. было убито 100 иереев.

Муки, какие претерпевали св. страстотерпцы, мало чем отличались от мучений христиан первых веков, и изощренная жестокость современных гонителей также не уступала жестокости их предшественников. Вот примеры. В 1918 г. в Самаре был убит епископ Михайловский Исидор (Колоколов): его посадили на кол! В Херсоне в том же году 3 иерея были распяты на крестах.

Надо сказать, что все мучения, которыми пострадали свете мучниеки, не могут быть сравнимы с муками Христа на Кресте. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мучение тягчайшее любого из мучеников — как лжица, наполненная морской водой. А то. что претерпел Христос — это вся вода, которая есть на Земле. Потому что Он пострадал за весь род человеческий, за всех нас. Конечно, Он укреплял мучеников тех времен, и укрепляет сегодня тех, кто умеет помолиться за своих сродников и себя.

Протоиерей Иоанн Восторгов, известный на всю Россию проповедник, настоятель Покровского собора (н. храм Василия Блаженного) в Москве, перед расстрелом благословил всех приговоренных вместе с ним и первым подошел к вырытой яме.

Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) во время расстрела призывал солдат к покаянию, проповедовал им, стоя под прицелом, о будущем спасении России. Русские солдаты расстреливать его отказались, был расстрелян китайцами. Епископ Никодим Белогородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат-китайцев, и те отказались стрелять. Тогда их сменили новыми, и владыку вывели к ним переодетого в солдатскую шинель — чтобы и эти не отказались стрелять.

В 1921 году в Крыму в кафедральном соборе Севастополя был повешен на Царских вратах вниз головой архиепископ Нижегородский Иоаким.

В 1922 г. при содействии большевиков был учинен в Церкви раскол; раскольники стали именовать себя «Обновленческой», или «Живой», церковью. Возглавители этого безблагодатного сборища не ограничились в своих действиях нарушением канонов и измышлением новых ересей, но, уподобившись Иуде-предателю, сами стали предавать истинных пастырей на беззаконные судилища.

Так, например, когда чекисты пришли арестовать митрополита Петроградского Вениамина, то привел их к нему его же бывший ученик, священник Александр Введенский, предводитель обновленцев, впоследствии — обновленческий лжемитрополит — он сам сделал себя лжемитрополитом, как «патриархом» себя сделал Филарет, который сегодня правит в Киеве, после того, как он лишен сана за определенные действия в Церкви. Сегодня он едет в Америку, уговаривать президента и всех поставлять больше и больше оружия...

Введенский, войдя в темницу к митрополиту Вениамину, попытался взять у него благословение. Но Владыка ответил ему так: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». Таков был намек на Иуду.

В 1923 г. состоялся разбойничий собор «Обновленческой церкви, организованный большевиками. В постановлении этого собора писалось: «Церковным людям не следует видеть в советской власти власть антихристову. Наоборот, собор обращает внимание, что советская власть государственными методами одна во всем мире имеет цель осуществить идеалы Царствия Божия».

Это писалось тогда, когда этой властью на глазах у всего верующего народа были замучены и убиты десятки святителей, тысячи священников, монахов и мирского народа, глубоко верующего в Господа.

Большая часть верующих, сразу же опознав наемников, вкравшихся в церковную ограду, перестали посещать захваченные ими храмы, согласно словам царственного Песнописца: «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25, 5). И сегодня тоже самое происходит в Украине, когда леж-патриарх Филарет захватывает церкви, а иногда и сжигает. Более 15 храмов сожжены. И в настоящее время продолжается борьба против истинной святой Православной Церкви, как это делали и обновленцы.

В Петрограде в ночь с 12 на 13 августа 1922 г. был расстрелян глубоко почитаемый всем простым трудовым людом Петроградской епархии митрополит Вениамин (Казанский), вместе с ним были расстреляны архимандрит Сергий (Шеин) и еще несколько видных церковных деятелей. Подобные процессы пошли позднее относительно изъятия ценностей из храмов, хотя верующие все отдавали. А тех, кто возмущался этим злодеянием, расстреливали...

Для святейшего Патриарха Тихона все увиденное и услышанное явилось огромной мукой. Он так хотел был вместе с мучениками, принять смерть. Но Господь судил ему другое — Патриаршество. Он изнемогал порой под этой непосильной ношей, но не сдавался. Не раз большевики требовали от него решений, противных его совести, грозя при этом расстрелом верных ему собратьев архипастырей и пастырей. На его глазах был убит самый близкий ему человек — многолетний келейник Святейшего Иаков, которого знала и пришла провожать вся Москва. На самого Патриарха было устроено покушение, и он на следующий день после того, с ножевой раной в спине, служил и проповедовал в Троицком подворье.

Сколько пришлось пережить его любвеобильному сердцу, ведает один лишь Бог. 25 марта 1925 г., в день праздника Благовещения, почил от земных дел великий печальник земли Русской Святейший Патриарх Тихон, причисленный в 1981 году заграницей, и в 1992 году на нашем архиерейском собор.

Все эти примеры заставляют нас подумать о том, откуда происходит зло тогда, когда воцаряется сатана среди тех, кого он соблазнил. Поэтому даже малейшие соблазны удаляют нас от Бога.

Евангельская проповедь сегодняшнего дня посвящена двум братьям, которые сказали своему отцу: «Мы уже взрослые, можем тебе помогать». Но один сказал: «Дай мне часть имения, принадлежащего мне, и я уйду в иные страны». Это страшное предупреждение нам. Этот младший брат, когда увидел горе, испытал несчастье, расточив имение отцовское, и впал в страшное состояние, утоляя голод свиными рожками. После он пришел к отцу и воскликнул: «Я недостоин тебя, отец мой», — как и мы обращаемся к Богу, когда что-то бывает, — «Прости меня, и разреши быть малым наемником, лишь бы я был дома, в тепле, радости жизни, которые ты давал мне». Так и мы обращаемся к Отцу небесному, когда каемся. И жизнь наша улучшается, и все приходит в порядок, если мы искренним сердцем принести покаяние...

Глядя на то, что происходит в Украине, на планы, которые выгуливаются в Америке, и гладя на то, что силы эти направляются на то, чтобы всю Европу поднять против России, которая сохранила Истину, становится страшно. Не дай Бог, чтобы случилось что-то большее. Потому и молитвы наши должны совершаться, и мы должны помнить, кто мы, для чего живем".

Информационно-аналатитический отдел Орловской митрополии