Новости Оренбургской митрополии

Источник информации: Оренбургская епархия
19 Августа 2011
19 августа – преображение господне

19 августа 2011 года православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – преображение господне
праздник установлен в память преображения господа нашего иисуса христа перед учениками на горе фавор. о нем рассказывается в трех евангелиях: от матфея (17:1-6), марка (9:1-8), луки (9:28-36).
в последний год своего общественного служения, находясь в кесарии филипповой, господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «ему должно идти в иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (мф. 16:21). слова учителя сильно опечалили апостолов и особенно петра, который стал прекословить спасителю, говоря: «будь милостив к себе, господи! да не будет этого с тобою!» (мф. 16:22). заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, иисус христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую он облечется по своем отшествии: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем» (мф. 16:28).
спустя шесть дней господь в сопровождении учеников отправился из области кесарии филипповой в пределы галилеи. остановившись у горы фавор, он взял с собой трех учеников – петра и братьев заведеевых: иакова и иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. однако апостолы, утомившись, уснули: «петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (лк. 9:32).
во время их сна господь иисус христос преобразился: «и когда молился, вид лица его изменился, и одежда его в сделалась белою, блистающею» (лк. 9:29). очнувшись от сна, апостолы увидели его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. христос беседовал с двумя мужами – пророками моисеем и илией о предстоящих страданиях. когда беседа христа с моисеем и илией подходила к концу, апостол петр проникся дерзновением и сказал: «наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну моисею и одну илии» (лк. 9:33). петр, которому предназначено быть одним из созидателей церкви христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для учителя и явившихся им пророков. он все еще смотрит на иисуса христа по-земному и ставит его наряду с моисеем и илией. «но иисус, – пишет преп. ефрем сирин, – тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что он есть тот, кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «когда он еще говорил, – повествует св. евангелист, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте» (мф. 17:5).
при этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. в это время слава господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (мф. 17:7) подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме господа иисуса. они стали спускаться с горы. дорогою господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. апостолы выполнили просьбу спасителя и умолчали до поры об увиденном.
однако величие преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками божества христова, просиявшего через завесу плоти его. в свете фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день преображения. «соединив в себе божество и человечество неслиянно. ты показал нам на фаворе угль божества… и тем изумил моисея с илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). поэтому-то, узрев «божество во плоти, блистающее на фаворе», моисей и илия познали в нем того, «которого они в древности провозвестили истинным богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от девы отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). ныне уразумели все, кто такой иисус, сын бога живого. он – тот, который некогда явился моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).
моисей и илия приблизились на фаворе к преобразившемуся христу. это «закон и пророки» предстоят своему владыке как рабы, исполнившие его повеления. совершив все то, что он указывал на синае и на хориве, и на прочих местах богоявления, они сейчас как бы слагали перед владыкой свои полномочия. они полны священного трепета: вот господь идет в иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. пророки удалились. кончились древние преобразования, исполнились пророчества. воссиял свет фавора. на земле – сын возлюбленный, совершитель закона и домостроитель спасения людей.
праздник преображения господня научает нас многим богословским истинам. «невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда моисею, апостолам и илии явился ты, владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), – так поет св. церковь об откровении воплотившегося сына божия на горе фавор. и пророк илия, и моисей, созерцавший некогда на хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем лице иисуса христа бога и совершенного человека – во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. на фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном боге слове была представлена всем людям воочию.
глас бога отца: «сей есть сын мой возлюбленный», – свидетельствуя вновь, как и у иордана, о богосыновстве иисуса христа, открывал тайну св. троицы. представшие же господу иисусу «с земли апостолы, как бы с неба – илия фесвитянин, а из мертвых – моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) – по словам творца канона на преображение, прп. иоанна дамаскина, – указывали величие власти его: oн живыми и мертвыми обладает, являясь владыкой неба, земли и преисподней.
праздник преображения господня отмечается православной церковью, начиная с iv века, со времени построения св. равноап. еленой на горе фавор храма, посвященного этому событию.

во всех храмах совершаются торжественные богослужения. по традиции после литургии проходит молебен, во время которого освящаются плоды нового урожая. это придает особую радость прихожанам, особенно ее чувствуют те, кто приносит в этот день в храм для освящения плоды собственных трудов из своих садов и огородов – виноград, яблоки, груши, даже помидоры, баклажаны и все, что поспело к этому дню. господь призрел на труды и послал хороший урожай для пропитания семьи, и теперь в храме плоды труда освящены, что может быть радостнее
!


Яндекс.Метрика