Новости Оренбургской митрополии

18 Марта 2014

13 марта 2014 года после тяжёлой болезни отошёл ко Господу Виктор Евгеньевич Стремский. Это стало тяжёлой утратой как для Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия Саракташа, так и для Оренбургского казачества.
Виктор Евгеньевич был тем редким человеком, которого можно назвать церковностроителем. Двадцать один год он трудился в обители милосердия и сегодня здесь нет ни одного храма, ни одного строения, которые были бы созданы без его участия.

– Виктор Евгеньевич – это человек-эпоха, – сказал по этому поводу после отпевания настоятель обители протоиерей Николай Стремский. – Это мой любимый и единственный родной брат, но не только. Он был мой первейший помощник по строительству! Он полностью отдавал себя обители милосердия. Он контролировал строительство храмов от начала и до конца. Это его жертвенный подвиг – во Славу Божию, во благо обители милосердия, во спасение наших душ.
Да, мой брат страдал тяжёлой болезнью, но это не было приговором! Ему предстояла тяжёлая операция, после которой врачи давали очень много шансов на полное выздоровление. Но Господь управил иначе. Оторвался тромб, и врачи просто ничего не смогли исправить…

Такова воля Божия! И, как бы нам ни было тяжело, мы должны смириться с волей Его! Но, когда я смотрю на спокойное лицо моего брата, верю, что он угодил Господу. А учитывая, что последние месяцы он тяжело страдал (он последние четыре месяца не ел и не пил), он очистился, чем также угодил Господу.

Не будет громкими словами, что вся жизнь Виктора Стремского текла по промыслу Божию. Родился он в период махрового атеизма в посёлке Карабутак под Актюбинском. Отслужил срочную в войсках химзащиты Советской армии, затем женился, работал водителем автобуса, водителем-инструктором. Казалось, что это навсегда.
Однако после распада Советского Союза, в 1990-е годы, когда отношение к русским в Казахстане стали весьма прохладным, переехал в Саракташ.

– Я воспитывался в верующей семье, – рассказывал в интервью журналу «Православный духовный вестник Саракташского благочиния» Виктор Евгеньевич чуть больше года назад. – А как раз в то время сюда назначили настоятелем моего брата, отца Николая. Я же всегда тянулся к храму. Вначале попросил благословения настоятеля быть пономарём. Этот опыт пригодился мне в дальнейшем, при строительстве храмов, которые со временем мы стали возводить не только в Саракташе, но и в Саракташском благочинии, которое раньше не ограничивалось одним Саракташским районом, и в Оренбургской епархии, и даже за пределами нашей епархии.

На вопрос же: сколько он построил храмов? – Виктор Евгеньевич неизменно отвечал: «По этому поводу мне батюшка посоветовал не считать, сколько построил. Я и не считаю…». Не будем считать и мы. Скажем лишь, что именно за эти труды 5 мая 2002 года был награжден медалью Русской Православной Церкви св. благоверного князя Даниила Московского, а в 2011 году – медалью св. преподобного Серафима Саровского II степени.

Божественная литургия, которая состоялась 16 марта 2014 года в Свято-Троицком соборе обители милосердия, носила оттенок печали. Хоры Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия и Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского пели вроде бы обычные мотивы, но они были пронизаны печалью. Даже всегда лихие казаки, прибывшие проститься с войсковым старшиной Виктором Стремским, не всегда могли сдержать слёзы.

Теперь уже кажется странным, что Виктор Евгеньевич в молодости даже не думал о том, что когда-то наденет казачью форму, а уж тем более атаманскую папаху. Однако в феврале 2005 года было создано Спасское казачье общество. На круге казаки долго решали, кому быть атаманом и пришли к выводу: лучшая кандидатура – эконом Свято-Троицкой обители милосердия. В дальнейшем жизнь показала справедливость решения. Виктор Евгеньевич всей душой принял казачьи ценности. Равно как и его семья: в казачье общество вступила и супруга атамана Марина Николаевна, и его дети, и внуки.

Для казаков же он стал тем человеком, которого называют – «батька». И дело даже не в том, что атаман Стремский не забывал поощрять отличившегося и не забывал наказывать нерадивого. Важно другое: казаки сердцем понимали, что их атаман не способен на предательство. Именно это было главным для казаков во все времена!

Разумеется, в обществе велась активная работа (просто числиться атаманом войсковой старшина Стремский не мог). Уже в 2006 году в Спасской средней школе был создан казачий класс. Сейчас он уже не один. Здесь с кадетами проводятся тренировки по стрельбе, конному спорту, рукопашному бою по системе Алексея Кадочникова, строевой подготовке.

Спассцы принимали участие во всех крупных церковных праздниках, а затем совместно с полицией стали следить за обеспечением безопасности и на светских праздниках, проводимых в Саракташе. Так что совсем не случайно 11 июня 2011 года губернатор Оренбургской области Юрий Берг вручил атаману Виктору Стремскому медаль «Патриот России».

И совсем не случайно атаман Первого отдела Оренбургского войскового казачьего общества казачий полковник Виктор Каргалов сказал на похоронах:
– Атаман Стремский был лучшим из всех нас. Он оставил большой след на этой земле: у него большая семья, он много сделал для развития казачества, причем в нужном русле. Про его дела знают не только на оренбургской земле. Его знают в Курганской, Челябинской, Свердловской областях, в Башкирии.

Спасское казачье общество уникально в том смысле, что создано при обители милосердия. А Виктор был уникален тем, что строил дома Божии! Мы гордились, что у нас такой атаман. Я хочу от правления и от всего Оренбургского казачьего войска сказать: «Виктор, спасибо тебе большое за то, что ты сделал в этой жизни. Мы будем помнить о тебе всегда. Вечная тебе память, брат наш атаман!».

Владимир Баклыков