Новости официального сайта Московского Патриархата

15 Февраля 2015

15 февраля 2015 года, в праздник Сретения Господня, за Литургией в Сретенском ставропигиальном монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Фотия (Евтихеева) во епископа Югорского и Няганского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Фотия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Фотий!

Милостью Великого Архиерея, благодатью Святого Духа и волеизъявлением Священного Синода ты возведен на высшую ступень иерархического служения — служения жертвенного и многотрудного, сопряженного с особой ответственностью перед Богом, Церковью и перед православным народом.

Послание восточных патриархов гласит: «Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский… есть обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира» (Послание восточных патриархов). Такова исключительная значимость епископского служения, а равно и высочайшая мера ответственности носителя этого сана.

Как же возможно подобострастному и удобопреклонному ко греху человеку подъять на себя сей труд и совершить столь великое служение?

Отвечая на этот вопрос, мы должны со смирением признать, что не по нашим заслугам, а по неизреченному милосердию и человеколюбию Божию дерзаем приступать к престолу и священнодействовать. Он Сам — Великий Архиерей и Пастыреначальник, приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый (последование Литургии святого Иоанна Златоуста), — снисходит к немощи человеческого естества и восполняет его силой Своей Божественной любви и благодати. Только так в соработничестве с Господом, в согласии с Его благой волей ты будешь способен и литургисать, и надлежащим образом исполнять иные свои высокие обязанности.

Однако в регулярном совершении всякого дела таится опасность привыкания и даже некоторого небрежения. Особо хотел бы подчеркнуть: в Церкви подобное отношение к возложенному послушанию недопустимо. Сейчас я повторю страшные и грозные слова, некогда прозвучавшие из уст пророка Иеремии. Пусть они для тебя станут предостережением на всю последующую жизнь: Проклят, кто делает Господне дело с небрежением (Иер. 48:10).

А посему всегда служи со страхом Божиим и благоговением, молись горячо и искренне, трудись с усердием, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Если же преуспеешь в делах и сможешь обрести различные знания и навыки, столь необходимые тебе для успешного управления епархией, то и тогда не забывай слов апостола Павла, который пишет: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1). Именно любовь призвана стать движущей и созидающей силой во всех твоих делах и начинаниях. Именно она должна являть себя в твоей повседневной жизни и деятельности, в твоем общении как с ближними, так и с дальними. Но и знаниями не пренебрегай, потому что без знаний епископ очень часто становится зависим от других людей, начинает думать чужими мыслями, опираться на другую силу и на иной опыт, что подрывает не только его авторитет в глазах верующих людей, но и его способность право править слово Господней истины (2 Тим. 2:15).

Доброжелательность и внимание к приходящим в храм — не просто правило хорошего тона. Это весьма существенная составляющая православной миссии. Твое отношение к пастве должно быть не формальным, а искренним и сердечным, в духе любви и истины. Не строгость и раздражительность по отношению к тем, кто еще не обрел дар веры, не обличение и принуждение ко спасению, а свидетельство о полноте жизни во Христе — вот что должно стать содержанием твоего миссионерского послания к внешним. Только так ты сможешь привлечь людей в храм и сохранить их в лоне Церкви, а значит содействовать их спасению.

Ты призываешься к епископскому служению в непростое время, когда в жизни общества происходят как положительные, так и отрицательные и опасные изменения. Многие наши современники обращаются к вере отцов, воцерковляются и обретают путь спасения. И какой радостью наполняется сердце пастыря, когда он видит этих новых людей с горящими глазами, с чистым сердцем приступающих к Святой Чаше! С другой стороны, есть силы, которые навязывают нашему народу искаженное понимание нравственности, стремятся размыть границы между добром и злом, рекламируют потребительское отношение к жизни, всевозможными информационными шумами пытаются лишить человека способности слышать вечный зов Божий. В таком мировосприятии нет места основополагающим христианским ценностям, нет места Христу, нет места Богу. Все это признаки безбожного мироустроения, безбожной, а значит дегуманизированной цивилизации. И как важно, чтобы в этих далеко не самых благоприятных условиях голос архиерея был особенно внятен и убедителен, а его нравственный авторитет — высок и непререкаем.

Будь тверд и непоколебим в вере — и опытно познаешь, что с Божьей помощью, поистине, все преодолимо. «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31:8) — в этом библейском обетовании ключ к правильному устроению твоего внутреннего мира, к созиданию уравновешенности и сохранению спокойствия во всех обстоятельствах.

Любая новообразованная епархия — это не только еще одна территориально-административная единица, но, в том числе, и новое поле для христианской миссии, что требует высокой степени ответственности церковных тружеников в организации сего важнейшего служения.

Постоянное внимание надлежит тебе уделять работе с детьми, молодежью, волонтерами. Именно волонерство может и должно стать для наших молодых современников духовной и нравственной «школой жизни». Невозможно молодых людей привлечь в храм Божий, открыть перед ними красоту Православия, если они сами не станут активными участниками церковной жизни.

Многое еще хотел бы я сказать тебе сегодня. Впрочем, не буду устрашать тебя описанием грядущих трудов и испытаний, ибо будущее во власти Вседержителя. Одно ты должен знать: легкой и беспечной архиерейской жизни быть не может, а если такая жизнь вдруг наступит, помни, это будет означать, что ты сбился с пути.

С неизбежными трудностями и испытаниями предстоит тебе встретиться на стезе архипастырского служения, и мало кто сможет понять всю меру твоей скорби. «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:5). Это твой путь, и иди по нему с трепетом, с верой, с надеждой, с любовью, с терпением и мужеством, не уклоняясь ни вправо, ни влево и не боясь никаких козней вражьих.

Теперь же прими сей архипастырский жезл и да будет он в руках твоих жезлом правды Божией, жезлом любви и милосердия. Опираясь на него, иди путем Христовым и веди за собой паству, всегда преуспевай в деле Господнем, зная, что труд твой не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58).

В довершение чина хиротонии преподай благословение всем предстоящим и молящимся в храме, и да запечатлеется на скрижалях сердца твоего памятование обо всем свершившемся и сказанном ныне. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси