Новости официального сайта Московского Патриархата

17 Августа 2013

До своей архиерейской хиротонии, состоявшейся 17 июня 2013 года, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид восемь с половиной лет являлся представителем Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и жил в Каире. В ожидании переезда на новое место служения владыка Леонид рассказал корреспонденту журнала «Нескучный сад», что происходит в стране, охваченной волной насилия, и каково положение египетских христиан.

— Насколько сильно пострадали в Египте христиане и, в частности, православные?

— Что касается православных прихожан нашего храма, то пока что, слава Богу, никто не пострадал. У нас есть известия от греческих коллег, что подожгли одну из православных церквей. А вот коптские церкви действительно страдают массово. Сегодня мне звонили несколько человек из Коптской Патриархии, и просили выступить с официальным заявлением от имени Русской Православной Церкви по поводу происходящего.

Конечно, мы осуждаем любое насилие, которое происходит в стране. Вдвойне и втройне нам тяжело слышать о том, что творится по отношению к христианскому меньшинству в Египте. Из страны продолжается отток христиан. Люди устали трепетать от страха, устали от рокота военных вертолетов в небе. Тяжело нормально жить, когда это надолго становится частью повседневности. Я убежден, что любой человек нуждается в относительно прогнозируемой жизни. И видит он этот прогноз отнюдь не в том, чтобы в мирное время прятаться от агрессивно настроенных людей, которые сейчас толпами выходят на улицу.

Я видел воочию тех, кто строят баррикады, многие вообще не умеют читать и писать. Но зато они прекрасно обращаются с оружием и знают куда пойти, чтобы с этим оружием в руках добыть себе хлеб насущный. С сожалением должен констатировать, что Египет скатывается в каменный век. И остановить этот процесс, на мой взгляд, могут только широкие полномочия армии, которая должна взять на себя ответственность за принятие решений и жестко пресечь происходящее. Если этого не произойдет, то в Египте начнется гражданская война.

— Как здесь живут православные, боятся ли они за свою жизнь?

— Многих христиан здесь уже нет, они уехали. Людей трясет. Комендантский час и чрезвычайное положение не мешает участникам протеста перегораживать основные улицы. Ночью была блокирована и кольцевая дорога, что практически парализовало движение и аннулировало любую возможность добраться до аэропорта. Люди не привыкли к такой непонятной жизни, причем не только христиане, но и мусульмане. Я с мусульманами тоже общаюсь, и поверьте, что для живущих здесь людей этот конфликт является национальной трагедией. Хуже всего, что его развивают группировки, в которых плохо относятся не то что к христианам, а вообще к людям. И они массово призывают своих сторонников выходить на улицы.

Завтра я должен буду вылететь в Аргентину, на место своего епископского служения. Самолет у меня в три часа ночи, но я вынужден выезжать в пять часов вечера, чтобы как-то добраться до аэропорта до наступления комендантского часа. И потом следующие девять-десять часов мы будем сидеть в аэропорту. Не знаю, как нам удастся добраться. Надеемся на помощь посольских коллег.

— Если гражданская война все-таки начнется, то что ждет христиан?

— Я даже боюсь представить. В лучшем случае это будет изгнание из страны, или обложение данью, да все что угодно можно придумать в отношении бесправного меньшинства. В худшем — это геноцид и насильное обращение в ислам. Но я надеюсь, что до этого не дойдет. Мне кажется, все-таки будут предприняты шаги к тому, чтобы нормализовать ситуацию. Но просто так люди, находящиеся в подполье не один десяток лет, состоящие практически в законспирированной организации, умеющие обращаться с оружием и имеющие глубокую и четкую идеологию, свою позицию не сдадут.

— Вы бы советовали русским уезжать из Египта?

— Это решение, который каждый должен принять сам. Я бы не советовал сюда ехать. Я не советовал ехать и месяц, и год назад. Российский союз туриндустрии находится в Москве. И я не вижу их честной, откровенной и ярко выраженной позиции. Они заявляют, что руководствуются конституционными правами и рекомендациями МИД. Но одно дело, когда человеку говорят, что на сайте МИДа нет запрета, а значит ехать можно, несмотря на фактическое положение дел. А другое — серьезно задаться вопросом и подумать, готов ли я ради дешевых путевок пожертвовать своей жизнью и жизнью своей семьи? Поймите, что даже на курортах сейчас за происходящее никто ответственности не несет. Никто не может дать гарантию безопасности. Государство не может силами полиции защитить жизнь и здоровье даже собственных граждан. Не говоря уже о примерно 50 тысячах российских туристов, которые сейчас предположительно находятся на территории Египта.

Если полыхнет, кто будет заниматься их эвакуацией? Если даже включить весь наш гражданский воздушный флот, который прекратит коммерческие рейсы и будет заниматься только эвакуацией туристов, сколько для этого понадобится рейсов? И даже если допустить, что найдутся самолеты, то кто даст сутками использовать местные аэропорты для только наших бортов? И кто будет за это платить? Мы это уже проходили в 2011 году, и я был участником кризисного штаба в Каире, когда мы прорабатывали схему эвакуации. Поверьте, я бы не хотел к этому возвращаться. И то, что активное противодействие сторон еще не пришло в Шарм-эль-Шейх и Хургаду, не значит, что завтра это не произойдет. Ситуация крайне нестабильна.

Так что есть бизнес, а есть угроза человеческой жизни. И коммерческий интерес не должен превалировать над здравым смыслом, нельзя зарабатывать на том, что человек подвергает свою жизнь опасности. Это, как минимум, непорядочно.

— Можем ли мы извлечь для себя какие-то уроки из того, что происходит в Египте, ведь тема революций и протестов нам знакома, наверное, как никакой другой стране мира?

— Действительно, Россия проходила это уже не один раз. Октябрьская революция, и ужасные 90-е годы, после которых страна на 20 лет впала в ступор... Люди бежали за границу не в поисках лучшей жизни, а спасаясь от беспредела. К сожалению, страны Северной Африки не сделали для себя выводов из российской истории, хотя ситуация, в некоторых моментах, скопирована как под кальку. Мы избежали многочисленных жертв сразу, но скольких мы потеряли потом. Африканским странам, а уж нам тем более, нужно раз и навсегда понять, что развитие общества даже под самыми замечательными лозунгами не может происходить через пролитие человеческой крови. Когда человек берет в руки арматуру или огнестрельное оружие и начинает убивать себе подобных за то, что они не так мыслят — это глобальная ошибка. Невозможно насадить демократию (если мы говорим о демократии, а не о чьем-то желании влиять на ситуацию издалека) насильно, против воли населения.

Хорошо сидеть далеко и математически рассчитывать меры, необходимые для того, чтобы загнать в стойло то или иное ближневосточное государство. Кто-то хочет, чтобы эти страны, как сейчас, лихорадило, чтобы в них развивался управляемый хаос. Но для тех, кто здесь живет, очевидно, что стимулируется этот процесс извне. Ближний Восток и Северная Африка никогда не будут территорией управляемого хаоса, если здесь он (хаос) возможен, то только неконтролируемый. Эти страны живут по совершенно иной логике, чем Европа и Америка. Их нельзя подогнать под европейские стандарты. И здесь Россия, со своим внешнеполитическим курсом, абсолютна права.

В данном контексте видится ясная позиция Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод глубоко обеспокоены ситуацией в странах Ближнего Востока и Северной Африки. На торжествах, посвященных 1025-летию Крещения Руси, я сопровождал Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора. Во время переговоров Патриарха Кирилла с предстоятелями Поместных Церквей и главами церковных делегаций, одним из основных был вопрос о развивающейся ситуации в вышеупомянутых странах. Хочу уверить, что со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы помочь страдающим людям, пытаемся внести свою скромную лепту, оказывая духовную, моральную и материальную поддержку. Но вместе с тем задаемся вопросом — как уберечь свой дом от подобной беды.

Беседовал Кирилл Миловидов