Новости официального сайта Московского Патриархата

20 Августа 2013

19 августа 2013 года, за Божественной литургией в Преображенском соборе Соловецкого монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Серёгина) во епископа Сердобского и Спасского.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Митрофана на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Митрофан!

Ныне совершилась твоя личная Пятидесятница: по молитвам Церкви в таинстве хиротонии тебе ниспослана благодать Всесвятого Духа. Изволением Великого Архиерея и решением Священноначалия ты получил епископский сан, стал преемником апостолов, избранным и поставленным на особое иерархическое служение; его цель вековечна и неизменна — возвещать правду Божию, свидетельствовать о победе Спасителя над смертью и грехом, свидетельствовать ближним, и дальним, помогая им идти спасительным путем православной веры.

Высок и ответственен сей жребий. Тебе предстоит понести труды в достоинстве правящего архипастыря в недавно учрежденной Сердобской епархии, входящей в состав Пензенской митрополии.

Прежде чем отправиться к пастве своей, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову назидания и принять из моих рук архиерейской жезл — видимый символ дарованной власти и новых полномочий.

Призываю тебя во все дни жизни твоей иметь в сердце своем твердое памятование об этих священных минутах.

Ты родился в благочестивой православной семье и с детских лет посещал храм Божий. Пройдя школу различных церковных послушаний и обретя ценный пастырский и административный опыт, ты сподобился ныне получить высшую степень священства. Духовным ориентиром и руководством на предстоящем тебе поприще да будут слова апостола Павла: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1). Более того, она, как пишет далее апостол, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (см. 1 Кор. 13:4-7). А значит, любовь — это, в конечном смысле, и великое знание, знание не интеллектуальное, но сердечное, которое соединяет человека с Богом — источником всей премудрости.

Тебе как епископу Церкви надлежит со всяким тщанием блюсти чистоту Православия, личным примером благочестия и ревности воодушевлять священнослужителей на труды, поддерживать и распространять в народе живую и действенную веру.

Возлагая упование на Господа и Его Пречистую Матерь, с усердием и любовью подвизайся на ниве Христовой. Бог, призвавший тебя на это ответственное послушание, да поможет тебе быть образцом для верных «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), дабы предстоящее служение было душеспасительно и полезно, христоподражательно и плодотворно, исполнено отеческой заботы о словесном стаде.

Как этого достичь? Возможно ли понести сей нелегкий крест? Где взять силы для вдохновенного делания? Опираясь на свой скромный жизненный и пастырский опыт, могу свидетельствовать: Бог — щедрый Податель даров, необходимых для трудов во благо созданной Им Церкви. Он есть Альфа и Омега, начало и конец, дающий жаждущему даром от источника воды живой (см. Откр. 21:6). Не сомневайся: Он и тебе ниспошлет потребное с избытком, если только ты сам, любя Бога всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию, и всем разумением твоим (см. Лк. 10:27), будешь служить Ему, не жалея себя и своих сил.

Так с древнейших времен поступали наши благочестивые предшественники, ревностные архипастыри и пастыри, имена коих вписаны в святцы. Один из них — святитель Митрофан Воронежский, твой небесный покровитель, который словом и житием был для паствы своей правилом веры и образом кротости (см. тропарь свт. Митрофану Воронежскому). Подражая ему в трудах, развивай все стороны епархиальной жизни в твоем церковном уделе, наипаче же призывай клириков к усердному, а не формальному исполнению возложенных на них обязанностей. По молитвам сего святителя да ниспошлет Господь пастырям святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святые недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни, и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его (см. молитва 2-я свт. Митрофану Воронежскому).

Ты принял высокий сан в год празднования 1025-летия Крещения Руси, когда мы возносим благодарение Богу за все милости, явленные нам в прошлом, наипаче же в последнюю четверть века — время стремительного религиозного возрождения. Однако, как отмечается в послании Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви по поводу этого юбилея, «многое еще предстоит совершить, ибо Господь ждет от нас новых плодов. И главным из них должно стать единство веры и жизни, утверждение Евангельской истины в словах и делах наших соотечественников».

Посему и тебе как епархиальному архиерею надлежит делать все, для того чтобы Православие оставалось для народа той мощной духовной скрепой, которая удерживает общество от нравственной деградации, от сползания к пропасти греха и вседозволенности, а значит, от угрожающей ему гибели. Именно Церковь является тем домом, который построен на незыблемом фундаменте веры и любви, и его двери открыты для каждого человека, ищущего встречи с Богом.

Развивая сотрудничество со светской властью и общественными организациям, занимаясь социальным служением и благотворительностью, участвуя в воспитании и просвещении подрастающего поколения, Церковь при этом призвана всегда свидетельствовать о Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).

Работа с молодежью — это не мода, а насущная потребность Церкви. Она должна осуществляться как на епархиальном, так и на приходском уровне. При этом следует иметь в виду, что христианское просвещение не может заключаться лишь только в возвещении слова истины внутри церковной ограды — прошло то время. Оно нуждается в реализации значительных образовательных, культурных и иных проектов, дающих современному человеку возможность постигать нормы духовной жизни и многовековой православной традиции, в том числе отталкиваясь от своего воспитания, образования и культурного уровня. С этой целью нам самим нужно идти навстречу людям и создавать надлежащие условия для полноценного воцерковления тех, кто откликается на спасительный глас Призывающего.

И еще об одном, быть может, самом главном хотел бы я сказать сегодня: Церковь созидается Богом и людьми, мистически, но реально представляющими собой единое тело Христово (см. 1 Кор. 12:27). Средоточием же жизни церковной общины является Святая Евхаристия. Посему совершай Литургию как можно чаще, ибо через участие в ней подается благодатная сила свыше, укрепляются узы духовного родства между верными.

А теперь прими сей жезл и запомни, что вкупе с ним ты принимаешь на себя обязанность, по завету апостола Павла, проповедовать слово, наставлять во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (см. 2 Тим. 4:2).

Вознеси его и от полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай благословение народу Божию, молитвенно соучаствовавшему в твоей епископской хиротонии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси