Новости официального сайта Московского Патриархата

1 Ноября 2013

30 октября 2013 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?». Мероприятие состоялось в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Участники конференции утвердили публикуемый ниже итоговый документ форума.

Полагая необходимой выработку адекватной современным вызовам миграционной политики, устранение негативных последствий неконтролируемой трудовой миграции в Российскую Федерацию, укрепление межэтнического мира и развитие межрелигиозного взаимодействия, противодействие ксенофобии и экстремизму, участники конференции рекомендуют органам законодательной и исполнительной власти России:

1. Создать межведомственный координационный орган по вопросам миграции. Предоставить ему полномочия по формированию федеральной программы, которая даст возможность финансирования мероприятий по адаптации мигрантов из федерального и региональных бюджетов, а также возложить на данный орган координацию работы по уже имеющимся федеральным целевым программам.

2. Создать единую федеральную систему центров языковой и социокультурной адаптации мигрантов включая курсы, работающие при учреждениях Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин. Интегрировать данную систему с системой государственных сертификационных центров, имеющих право выдавать трудовым мигрантам свидетельства о владении русским языком, а также проверять соответствие фактического знания мигрантами русского языка представленным документам.

Приступить к созданию системы адаптационных центров в странах постоянного места жительства трудовых мигрантов (в первую очередь Узбекистане, Киргизии, Таджикистане) с привлечением учреждений Русской Православной Церкви, иных религиозных общин, Россотрудничества, российских посольств, местных учреждений Международной организации миграции (МОМ) и высших учебных заведений.

3. Предусмотреть создание курсов по изучению миграционной ситуации и социально-политических проблем стран происхождения мигрантов для сотрудников муниципалитетов и других государственных служащих, имеющих отношение к адаптации мигрантов (включая повышение квалификации сотрудников ФМС).

4. Приступить к созданию системы информирования коренного населения (в первую очередь — молодежи) о работающих в регионе мигрантах, традициях и обычаях стран их происхождения с целью создания климата доверия и укрепления добрососедства, предотвращения ксенофобии.

5. Юридически обязать работодателей, привлекающие мигрантов по квоте, обеспечить условия для прохождения их работниками социолингвистических адаптационных курсов, выделяя для этого помещения и предоставляя оплачиваемое рабочее время для посещения курсов.

6. Обеспечить со стороны государственных трудовых инспекций регулярную проверку условий труда трудовых мигрантов и его оплаты, безотносительно к типу работодателя, включая индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

7. Предусмотреть контроль над условиями и оплатой труда мигрантов со стороны профсоюзов соответствующих отраслей, в партнерских отношениях с Федеральной миграционной службой и государственными трудовыми инспекциями. Привлечь к данной работе общественные организации, в том числе объединяющие представителей малого и среднего бизнеса, заинтересованного в выявлении работодателей, недобросовестно относящихся к трудовым мигрантам.

8. Инициировать внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о миграции, Федеральный Закон от 27 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с тем, чтобы:

8.1. первоначальное оформление патента осуществлялось на срок не менее 3-х месяцев, продление срока его действия осуществлялось также на срок не менее 3-х месяцев с обязательным обращением иностранного гражданина в миграционную службу для уведомления о месте своего пребывания;
8.2. была исключена возможность повторного получения патента без выезда за пределы территории РФ;
8.3. был расширен перечень оснований для отказа иностранному гражданину в выдаче патента и его аннулирования (наличие судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих);
8.4. в перечень документов, предоставляемых иностранным гражданином вместе с заявлением о выдаче патента, были включены документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний;
8.5. в перечень документов, предоставляемых иностранным гражданином вместе с заявлением о выдаче разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в РФ, был включен документ, подтверждающий владение русским языком на уровне не ниже базового при выполнении работ не только в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, но и в других отраслях хозяйственного комплекса России (в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и так далее).
8.6. в перечень документов, необходимых для въезда в РФ с целью трудовой деятельности, был включен полис страхования гражданской ответственности граждан, временно выезжающих с постоянного места, жительства включающей в себя:
8.6.1. медицинские расходы;
8.6.2. расходы по эвакуации и репатриации, как в случаях заболевания, так и в случаях нарушения законодательства страны пребывания;
8.6.3. репатриацию останков;
8.6.4. транспортировку третьих лиц к месту нахождения застрахованного лица;
8.6.5. страхование от несчастных случаев.
Данный полис может быть оплачен работодателем или самим трудовым мигрантом.

9. Внимательно рассмотреть вопрос о распространении трудовых отношений в конкретном субъекте РФ исключительно на лиц, зарегистрированных в этом регионе и имеющих в нем полноценное жилье на праве собственности или долгосрочной аренды.

10. Употребить имеющиеся у России рычаги давления на правительства постсоветских государств с целью возродить разрушенную в 1990-е годы систему обучения русскому языку в странах, дающих наибольший процент мигрантов в Российскую Федерацию. При необходимости оказать поддержку методическими пособиями и возможностями стажировок для учителей русского языка.