Новости официального сайта Московского Патриархата

24 Мая 2014

23 мая 2014 года представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) прочитал лекцию на тему «Взгляд русского Православия на права человека и их место в Европе» в католическом университете Святого Сердца в Милане.

Лекция состоялась по приглашению факультета политических наук, кафедры европейской интеграции университета в сотрудничестве с общественной академией «Мудрость и наука» (Рим) и информационным проектом «Россия вне заголовков» («Russia beyond the headlines»). С вступительным словом перед лекцией обратились директор Департамента политических наук университета М. де Леонардис и профессор кафедры европейской интеграции университета Пьерлука Адзаро.

В начале лекции игумен Филипп рассказал об осмыслении прав человека в Русской Православной Церкви, представив аудитории два основных документах в этой области: «Основы социальной концепции» 2000 года и «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека» 2008 года.

Начиная лекцию, священнослужитель отметил: «Права человека — это юридический механизм, который призван защищать свободу. Как правило, свободу мы ощущаем и осознаем тогда, когда преодолеваем некие препятствия или ограничения. Историю человечества можно увидеть как постоянное преодоление различных ограничений, и вследствие этого как открытие новых горизонтов человеческой свободы».

Перед аудиторией был поставлен вопрос о том, правомочна ли христианская мысль поднимать вопрос о возможном преодолении ограничений, накладываемых человеческой природой? По мнению докладчика, в православной традиции высшее призвание человека состоит в обожении: «Главным основанием для этого утверждения является библейский текст о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:26). Это означает, что человек может по мере своего развития быть во всем как Бог. Это произойдет, если заложенный Творцом в человека потенциал будет находиться в постоянном и неразрывном общении с Богом. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим образом: человек не может летать, но, если он будет постоянно пребывать в самолете, то он будет летать, пока не покинет самолет». При этом права человека должны развиваться так, чтобы гармонично реализовывались свобода выбора и свобода от зла, как говорится в церковном документе о правах человека 2008 года. По мнению священнослужителя, именно с точки зрения данной гармонии необходимо анализировать новое поколение прав человека, которое еще не включено в правозащитные кодексы и касается пределов свободы человека в отношении собственной природы.

Церковный представитель посвятил первую часть своего выступления рассмотрению реализации прав человека в сферах начала и окончания жизни. В частности, речь шла об абортах, о выживших младенцах после абортов, проведенных на поздних стадиях беременности, а также об уничтожении «лишних» человеческих эмбрионов при проведении процедур искусственного зачатия (ЭКО), использовании абортированных тканей для экспериментов и создания лекарств. По мнению выступавшего, как в свое время происходила эволюция отношения к смертной казни, так и сегодня происходит эволюция отношения к аборту благодаря современным техническим средствам, которые позволили снять завесу с внутриутробной жизни человека и напрямую наблюдать зарождение и развитие человеческой жизни. В докладе говорилось, что аборт должен быть очень редким исключением, а не правилом в европейских обществах. С этой целью основная работа должна вестись по профилактике и предотвращению абортов. Священнослужитель привел примеры создания в Русской Церкви центров помощи будущим матерям, где им оказывается юридическая, социальная и психологическая поддержка.

С точки зрения игумена Филиппа (Рябых) немало дискуссий вызывает не только начало жизни, но и ее окончание. Он напомнил, что в Православной Церкви за Литургией есть прошение: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны … Христове просим». При рассмотрении проблемы эвтаназии вопросы вызывает не добровольный отказ от медицинской поддержки человека, который полагается на естественный ход событий в течении своей болезни, а намеренное и легальное введение смертельного вещества в человеческий организм. Священнослужитель подчеркнул, что юридически невозможно оценить меру страдания, которой достаточно, чтобы остановить жизнь. Он привел в пример дело в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) женщины из Швейцарии, которая страдала от того, что она стареет, и потому она просила от медиков и государства безболезненного умерщвления. Несмотря на неясность критериев для эвтаназии взрослых людей, совсем недавно в Бельгии был принят закон об эвтаназии несовершеннолетних. При этом возникает вопрос, насколько ребенок может быть правильно проинформирован о своем состоянии, а затем всесторонне оценить и принять самостоятельное решение об уходе из жизни? Игумен Филипп выразил уверенность, что общество должно отказаться от человеческого арбитража в вопросах жизни и смерти, или свести его к минимуму: «Думаю, что наша задача должна заключаться в сохранении жизни и снижении страдания через оказание всесторонней поддержки человеку. Сегодня уже есть опыт паллиативной помощи неизлечимо больным, цель которой состоит не в лечении, а в облегчении страданий и преодолении исключенности тяжелобольного человека из общества. В Русской Церкви это направление развивается через добровольческие службы при храмах».

Следующей важной темой выступления стала половая идентичность и сексуальная ориентация. Церковный представитель заявил, что христианская антропология признает, что в человеке заложено стремление к преодолению полового разделения и сексуальных отношений: «В Послании к Галатам апостол Павел говорит, что "нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Сам Христос открывает нам: "в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах". На этих словах основано христианское монашество, которое называется "ангельским образом". Однако в этом мире в монашество приходят только некоторые и исключительно добровольно. Для всего же человечества — это тайна будущего века. Поскольку это тайна будущего века, то христиане не могут соглашаться с теми изменениями в законодательстве в отношении половой идентичности и сексуальной ориентации, которые сегодня происходят».

При этом священнослужитель подчеркнул: «Немногие оспаривают то, что права людей нетрадиционной половой идентичности и ориентации в политической, гражданской и социальной сферах должны соблюдаться. Однако в демократическом обществе уважение права на свое убеждение не означает принуждения к принятию этого убеждения другими. Например, если человек либерал, он не должен разделять коммунистические убеждения, но обязан уважать право других людей их иметь. К сожалению, сегодня законы принимаются так, что все должны соглашаться с ценностью различных половых идентичностей и сексуальных ориентаций, а не просто уважать выбор отдельных людей». В качестве иллюстрации докладчик привел решение Страсбургского суда по правам человека 2013 года по делам Лиллиан Лейдел и Гари МакФалейн из Великобритании: «Они были уволены со своих рабочих мест, потому что по своим христианским убеждениям Лайдел отказалась регистрировать однополый союз и просила, чтобы ее заменила одна из коллег, а МакФалейн, работавший в семейной консультации, поделился сомнениями с начальством относительно своей способности оказывать семейную психологическую консультацию однополой паре. ЕСПЧ признал, что нарушение прав заявителей не имело места».

Игумен Филипп предостерег, что сегодня складываются юридические нормы, запрещающие критическое отношение к однополым отношениям и публичное декларирование себя сторонником только традиционной семьи: «Есть реальная опасность того, что те, кто имеют отрицательное отношение к гомосексуализму, будут подвергаться штрафам, увольнениям и преследованию за свои убеждения, а своих детей они не смогут воспитывать в традиционном духе понимания половой идентичности и сексуальности». Из выступления следовало, что еще одним следствием государственного признания полового и сексуального плюрализма является выделение бюджетной поддержки в проведении операций по изменению пола, искусственного оплодотворения для лесбийских пар и услуг суррогатных матерей для гей-союзов, а также обладание всеми правами семьи. Выступающий заметил, что введение плюрализма половых идентичностей и сексуальных ориентаций в процесс воспитания и образования, а также в СМИ и в культуру выражается в стремлении заменить слова «мальчик» и «девочка» на слова «друзья» и «дети», а «папа» и «мама» на термины «родитель 1» и «родитель 2». Подводя итог этой части своего выступления, священник заметил: «Вероятно, в обществе должны быть механизмы, знакомящие детей со знаниями об их теле и его здоровье, но современная концентрация на сексе приводит не только к повышению сексуальных преступлений, но и к росту протеста среди детей и родителей против такого воспитания. Так, в Германии отец одного семейства отбыл один день заключения за то, что его ребенок пропустил занятия по сексуальному воспитанию. Дети устроили манифестацию, на которой одним из их лозунгов был следующий: «Мы хотим любви, а не секса».

Еще один раздел выступления был посвящен реализации прав человека в сферах брака и семьи. По мнению церковного представителя прямым следствием признания плюрализма половых идентичностей и сексуальных ориентаций является требование признания государством и обществом союзов, которые из этого плюрализма возникают: «На протяжении истории институт брака складывался как юридический механизм защиты и поддержки семейного союза мужчины и женщины, детерминированного природой для рождения детей. В современном мире брак — это набор определенных прав, но одновременно и обязанностей. Мы наблюдаем две тенденции: с одной стороны традиционные гетеросексуальные союзы стремятся избегать этот институт, поскольку видят в нем слишком много обязанностей и ограничений для своей свободы. С другой стороны союзы, основанные на других видах сексуальности (гомосексуализм, педофилия, инцест), напротив, стремятся к получению данного статуса. В решении ЕСПЧ по делу «Валианатос против Греции» 2013 года говорится, что участники однополого союза стремятся получить «официальное признание государством их отношений».

По мнению докладчика, признание нетрадиционных браков ведет к праву усыновления детей: «Однако это право затрагивает интересы детей. В 2013 году группа российских ученых подготовила доклад о нарушениях права ребенка при усыновлении их однополыми семьями. Как известно, усыновление должно исходить из обеспечения лучших условий жизни для ребенка. Любой ребенок имеет право на папу и маму, получая незаменимый опыт общения с представителями двух полов во время формирования своей личности. Чтобы исключить ссылку на половое разнообразие родителей в семье, предлагается во имя недискриминации "родителей" из однополых союзов отказаться от слов "мама" и "папа" в официальных документах». Игумен Филипп выразил убеждение: «Государство поддерживает брак между мужчиной и женщиной, а также их семью, потому что это происходит из естественного порядка воспроизводства общества — рождения детей. Все остальные виды союзов людей, не запрещенные законом, должны иметь частный, а не публичный характер. Тем самым соблюдается свобода выбора людей, но этот выбор не навязывается всему обществу».

В разделе «Семья» своего доклада священник также поднял проблему суррогатного материнства: «Это явление имеет большой успех не только в связи с однополыми союзами, но и с бесплодными парами. С точки зрения биологии суррогатная мать — это инкубатор для вынашивания ребенка. Тем не менее, в большинстве случаев в женщине во время вынашивания ребенка просыпается материнский инстинкт, и очень часто она уже не может расстаться с ребенком. Были случаи, когда заказчики отказывались от ребенка по тем или иным причинам, что приводило или к аборту или к рождению нежеланного ребенка. Кроме того, никто не изучал проблему психологического состояния ребенка, который впоследствие узнает о своем происхождении. Все это останавливает многие страны от введения суррогатного материнства, особенно в его коммерческой форме».

Еще один блок «семейной проблематики» связан с выстраиванием юридического регулирования отношений внутри семьи. Игумен Филипп подчеркнул: «Семья находится в кризисе. Европа переживает демографический спад. Процветает бытовое насилие, дети остаются без внимания родителей или подвергаются насильственным методам воспитания. Либеральные круги сегодня предлагают, как правило, два выхода: воспитывать в детях правосознание и наращивать государственное вмешательство во внутрисемейные отношения. Первое приводит к восстанию детей против взрослых и разрушает традиционные связи между детьми и родителями, а второе — к изыманию детей из семей и лишению родителей прав. Ситуация развивается настолько драматично, что в 2011 году ПАСЕ приняла специальную резолюцию по семейным судам, в которой высказалась в пользу приоритетности сохранения семьи». Священник считает, что более всего надо проявлять активность в создании механизмов поддержки семьи и разрешения кризисных ситуаций, а не в ликвидации семей. При этом он рассказал об опыте Русской Церкви по развитию семейных центров, в которых поддерживают семью в различных областях жизни.

В заключение лекции докладчик предложил задуматься о причинах происходящих процессов: «Все серьезные аналитики признают, что в условиях невозможности бесконечного улучшения материальной жизни человека обществу нужно предложить новую идею. На этой почве и возникает ультралиберальная идея перевести ожидания и мечты людей в сферу якобы улучшения их собственной биологической природы и моделирования себя и окружающего мира по своему усмотрению с помощью новых технологий, а также в сферу максимальной неограниченности морального выбора: начиная с моделирования своей внешности (подтяжки, изменение форм своего тела и так далее) и заканчивая выбором, с кем строить интимную жизнь, с человеком такого же пола, несовершеннолетним ребенком или каким-то животным. Эта новая утопия очень многих вдохновляет особенно на фоне отсутствия веры и на фоне экономических трудностей. Сторонникам этих идей кажется, что они открывают обществу новые горизонты счастья. Ведь они "освобождают" человека от морали и ограничений его собственной биологической природы». Однако священник подчеркнул: «Люди все больше ощущают, что жизнь и ее счастливое развитие основаны на естественном порядке, который определяется законами природы. Такие взгляды находят поддержку в религии, которая утверждает, что природа сотворена Богом. В системе координат христианства абсолютное право над человеческой природой и порядком имеет Тот, Кто его создал. Таким образом, человек призывается строить свою жизнь в гармонии с законами видимого и невидимого миров».

По окончании лекции игумен Филипп ответил на вопросы профессоров и студентов.

Католический университет Святого Сердца (итал. Università Cattolica del SacroCuore, UCSC) — негосударственный католический университет, расположенный в Милане (Италия). Это крупнейший частный университет Европы и один из самых больших и известных католических университетов мира. Основанный в 1921 году группой итальянских священников и профессоров, вуз дает образование в различных областях гуманитарных и естественных наук. При открытии университета на первый курс было зачислено 68 студентов, распределенных на два факультета: философии и общественных наук. В 2011 году университет насчитывал более 40 000 студентов и 14 факультетов.

Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru