Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1970
20 Января 2015

В рамках Рождественских чтений в Пензе побывала Татьяна Владимировна Склярова, доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, один из ведущих специалистов по православной педагогике. В беседе с председателем Информационно-издательского отдела Пензенской епархии Евгением Белохвостиковым Татьяна Склярова поделилась своим мнением о принципах православного образования и воспитания, о смысле существования воскресных школ и принципах возрастной психологии применительно к ним, о том, как удержать в храме подростков и почему так часто на занятия приходят молодые родители.

– Татьяна Владимировна, начать хотелось бы с общего вопроса – что Вы понимаете под православным воспитанием и образованием? И где эти процессы должны происходить: дома, в школе, в воскресной школе?

– Всё, что Вы назвали, конечно, сюда включается, но если давать определение, то православное образование и воспитание – это все-таки обеспечение процесса воспитания и обучения наших детей на позициях православной традиции. А дальше уже эти традиции имеют свои проекции на отбор содержания образования, на отбор воспитательных метод, на оценку результатов – вот что для нас воспитание ребенка в православной традиции.

– А можно ли выделить приоритет: школа, воскресная школа, семья?

– Конечно, важнее всего семья, это однозначно. Основной массив воспитательного воздействия на ребенка приходится на семью. Но здесь есть проблема – проблема нашей общей истории. Долгое время в семьях православная традиция искоренялась, и носители этой традиции – наиболее яркие, адекватные – просто физическим образом уничтожались. Сейчас большинство российских семей (я думаю, такие наблюдения подтвердят многие) готовы воспитывать ребенка в православной традиции, но не знают, как этого делать. И вот тут вступает во взаимодействие второй этап – школьное образование, которое может помочь семье в подаче того содержания традиции – которая должным образом оформлена методически, в учебниках и так далее – тех ценностей и смыслов, которые в нашей православной традиции существуют.

– А какую роль может и должна играть воскресная школа?

– Воскресные школы в наших современных условиях очень разнообразны, и главное в каждой конкретной епархии – позиция по отношению к ним правящего архиерея. Мы ездим по епархиям, – одна из моих аспиранток сейчас пишет исследование о том, какие есть формы организации и какие модели существования воскресных школ, – и мы обнаружили их великое разнообразие.

Какие-то воскресные школы ориентируются на первоначальную катехизацию, и тогда там место есть и для взрослых, и для пожилых людей, и так далее. Какие-то воскресные школы работают по принципу дополнительного образования, обеспечивая детям включение в разные виды деятельности (спортивной, танцевальной, художественной), не относящиеся напрямую к православной традиции, но в ее русло включается элемент православного воспитания. Среди воскресных школ – великое разнообразие, и поэтому просто сказать, что воскресная школа должна быть такой и такой – это будет не совсем правильно. Но общие черты выделить можно.

Во-первых, это то, что они в содержании своего образования и учебной деятельности вносят знания о нашей традиции, знания о Православии. Вторая отличительная черта – мне кажется, что любая воскресная школа все-таки должна иметь одной из своих задач включение учащихся в церковный уклад жизни, введение в богослужение. Для каждого возраста, для каждой группы детей и взрослых это может происходить по-своему, но все-таки ключевая позиция воскресной школы должна быть с этим связана.

– Если к воскресной школе применять принципы возрастной психологии, то как можно хотя бы примерно, ориентировочно разделить учащихся на возрастные группы, что удобнее было с ними работать?

– Это уже сделано во многих приходах, иногда я наблюдаю, что это очень профессионально сделано.

Понятное дело: дошколята – наиболее благодатные ученики воскресных школ. В этом возрасте ребенку хочется учиться. Им хочется быть взрослыми, поэтому они мужественно преодолевают трудности, по сорок минут сидят неподвижно – это нарушение всех возрастных особенностей, но здесь они учатся. Если мы говорим об организации учебного процесса для дошколят – наверное, самая главная задача здесь – организация образовательной деятельности в воскресной школе.

Если говорить о младших школьниках, то здесь уже надо брать жесткие и конкретные образцы норм и правил: как правильно, как хорошо, как плохо. Это тоже очень воспринимается детьми.

А подростки (и это не только мое пожелание, а уже большинство воскресных школ сейчас перешло к этому) – это деятельность. Если просто сидеть в классе, то в воскресной школе из подростков остаются только наиболее прилежные девочки и наиболее послушные мальчики, а адекватные дети, которых большинство в наших приходах, голосуют ногами: им неинтересно. А там, где воскресная школа обеспечивает походы, прогулки, социальные проекты для подростков – они остаются, просто потому, что это уже обучение через деятельность. И в процессе этой деятельности, когда мы пройдем сто с лишним километров, может быть, мы сможем что-то рассказать подростку.

Следующая категория – это молодые родители. И опять мы смыкаемся с дошкольным возрастом, потому что молодые мамы и папы сами, может быть, и не пошли бы в воскресную школу, но они приводят своих детишек, и для своего ребенка начинают думать о том, как им стать ближе к православной традиции.

Есть и другие категории, для которых надо обеспечивать работу воскресной школы – категория взрослых людей, категория пожилых. Все-таки возрастной принцип здесь должен работать.

– Зачастую у нас среди прихожан между подростками и молодыми родителями получается провал. Очень многие настоятели говорят, что ребята, подростки из воскресных школ уходят. Почему так?

– Потому что мир манит, и социальная жизнь становится самой главной. Обрести свое место в этом мире, понять, какая моя позиция в социальном взаимодействии – для подростка очень важно. И здесь воскресная школа должна дать ориентировку, что и как. В тех приходах, где это понимают, и есть пастыри, способные и готовые вместе с взрослеющими подростками взаимодействовать с этим миром, порой даже через какие-то пограничные формы активности, – там подростки сохраняются в числе прихожан. Для юности очень важно, на самом деле, ехать «за туманом и за запахом тайги». Есть надежда, что они просто в командировке, и в храм когда-нибудь еще вернутся.

– Воспитанники воскресных школ, дети из православных семей, – они же живут не в вакууме, а в определенной социальной среде. Если эта среда противоположная, – например, в общеобразовательной школе говорят одно, в воскресной – другой, в семье тоже есть разные мнения, – то как помочь ребенку гармонично все это воспринять?

– Очень хороший вопрос. Это одна из ключевых проблем.

Да, каждый живет по своим законам, и чем честнее мы об этом скажем ребенку и самим себе, чем меньше мы будем какими-то опахалами закрывать этот мир, – тем, на мой взгляд, больше будет доверия у наших детей к нам. Понятно, что какая-то информация просто разрушает ребенка, но давать какой-то опережающий механизм восприятия этой информации, на мой взгляд, наша прямая задача и обязанность. Мы должны готовить ребенка к тому, что вот он увидит, о чем он узнает, чтобы у него был механизм совладания с новой информацией и деятельностью; я даже не скажу «механизм противостояния», потому что одно это – уже подвиг, это уже результат; но помочь ребенку совладать с этой информацией для начала – эта наша прямая задача, когда мы говорим о православном воспитании, образовании и социализации.

– Серьезная и большая тема: кто должен преподавать в воскресных школах? Какое у педагогов должно быть дополнительное образование? Вообще, кто должны быть эти люди?

– Если мы пойдем по возрастному принципу, то здесь как раз для каждого возраста есть свои особенности. С дошколятами в силу возрастных и индивидуальных особенностей лучше работает человек, который неторопливо говорит, который детально может погружаться в какие-то тонкости, рассматривать у ребенка рисунок, разглядывая жука или еще что-то такое.

Но такой педагог точно не удержится в компании подростков, потому что там нужны моментальная реакция, острый ум, наблюдательность, умение формулировать и отвечать на формулировки подростков. Это – другие качества, с подростком должен работать совершенно другой человек.

Третья категория педагогов могут работать с семьями, могут за чередой проблем увидеть индивидуальные особенности этой семьи, и именно с ними работать. Такая особая духовная и душевная чуткость, наверное, значима именно для молодых родителей.

Для представителей пожилого возраста нужна своя категория педагогов, которые могут с известной долей уважения и почтения, но, в то же время, с определенной стойкостью проводить свою образовательную политику.

– Отдельная тема – воскресная школа для взрослых. Какие здесь должны быть принципы? Ведь просто образами и вовлечением в активную деятельность взрослых уже не привлечешь, как ребят?

– Взрослый человек приходит в церковь и, как следствие, в воскресную школу уже со своим опытом, со своими представлениями, со своей устоявшейся картиной мира, с ценностными суждениями и так далее. И от этого никуда не деться: да, может быть, этот его опыт и образ жизни и привел к каким-то трагедиям и разочарованиям, но это – его жизнь. Просто отменить, обесценить, игнорировать его опыт – это неэффективно. Да, это очень сложно, но надо работать с его образом, восприятием, с его жизненным опытом, с его представлениями. И если этот диалог выстраивается, то тогда постепенно идет какое-то преображение человека. Диалог с прожитой жизнью человека в работе со взрослым необходим.

– И в завершение. Татьяна Владимировна, как Вы думаете, какой должна быть воскресная школа – для детей, для взрослых – чтобы захотелось туда придти еще раз?

– Если Вы позволите, я отвечу образно. У моих собственных детей была такая формулировка: есть вещи вкусные, а есть полезные, и когда они вкусные, то неполезные, а когда полезные – то невкусные. Так вот, наше образование должно быть и вкусным, и полезным. Это – задача педагогов. Наверное, об этом стоить помнить при организации воскресной школы.