Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1410
10 Октября 2014

Председатель Синодального информационного отдела, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда в интервью председателю Информационно-издательского отдела Пензенской епархии Евгению Белохвостикову рассказал о том, чем нужно руководствоваться при создании епархиальных СМИ, как бороться с текучкой кадров, и есть ли предел совершенству.

— Владимир Романович, скажите, как Вы оцениваете роль местных, епархиальных, региональных СМИ, по сравнению с центральными, в общем потоке церковных средств массовой информации?

— Если в регионе местные СМИ известны аудитории хуже, чем московские, — это, конечно, не очень хорошо. Но отчасти это объясняется более высоким интересом к центральным средствам массовой информации в целом, и здесь борьба непродуктивна. Однако есть один способ привлечь к себе внимание местной публики: это высокий уровень профессионализма, который в нашем случае, как мне кажется, должен проявляться в выборе интересных тем.

Людям всегда интересно читать о людях. И если взять какой-то город или область, то местным жителям всегда будет интересно видеть в издании самих себя, своих знакомых и друзей. Конечно, хорошо, что в центральных СМИ мы читаем о ком-то, кто живет далеко, — но не менее интересно узнать что-то новое о человеке, который живет с тобой в одном доме, на соседней улице. Поэтому нужно двигаться именно в эту сторону, и не бояться искать интересных людей и рассказывать о них.

— В Москве есть и «Журнал Московской Патриархии», и «Фома» и «Нескучный сад», и многие другие замечательные издания. Причем каждое замечательно по-своему, у каждого — своя ниша. А в регионе, как правило, существует один-единственный церковный журнал, как правило, официальный — «Епархиальные ведомости» или «Епархиальный вестник». Как быть: как всё в нем уместить, как сочетать несочетаемое? Есть ли у Вас какой-то «рецепт»?

— Я не уверен, что нужно пытаться всё вместить в одно издание. Мы с этой целью и сделали проект «Церковный вестник», о котором я вчера говорил, и рассказывал о том, что мы можем помочь выпускать на местах качественное издание, которое будет дополняться местной информацией и в итоге получится такая вот замечательная вещь.

— Наверное, никто не поспорит, что с каждым годом возрастает роль электронных СМИ. Как вы думаете, епархиям нужны сейчас газеты и журналы? И если нужны, то зачем?

— Совершенно точно могу сказать, что нужнее сайт. Он должен быть в обязательном порядке, это сейчас как визитная карточка, без которой сложно обойтись. Что касается газеты и журнала, то мне кажется, что в митрополии должно быть какое-то свое печатное издание, — может быть, одно на всю митрополию.

Я думаю, мне проще сказать, чего не должно быть. А не должно быть такого, чтобы издание существовало по принципу «чтобы было»: просто потому, что в соседней епархии есть, — значит, и у нас должно быть. Этот аргумент не может быть причиной издания газеты или журнала.

Если есть люди, есть желание и возможности, — только тогда журнал и газету надо делать: ведь это требует профессионализма и финансов. Наивно полагать, что оно как-то само сложится. Нет, не сложится: это дело затратное. Поэтому нужно очень серьезно к созданию епархиальных печатных СМИ подходить и готовится.

— Можно ли распределить приоритеты, что важнее для епархии: сайт, журнал, телепрограмма? Или это в принципе неправильный подход?

— Не могу ответить однозначно: это зависит от конкретной ситуации. У нас же очень разные епархии и разные ситуации: есть молодые епархии, где десять приходов и один небольшой город. Надо смотреть, кто основной потребитель информации: ведь СМИ создается не в никуда, не в вакууме, оно создается для какой-то аудитории. СМИ работает с аудиторией, поэтому нужно понять, какая в епархии основная аудитория: если молодежная — то нужно делать особый акцент, скажем, на сайт; если вы выпускаете газету, то у вас должны быть профессионалы, которую ее качественно сделать, но и читатель должен быть. А журналы — это вообще очень сложно и тяжело. И, может быть, проще выписывать какие-то центральные издания, чем пытаться создать свой журнал.

— Владимир Романович, традиционная для епархиальных СМИ дилемма, кого лучше взять на работу: воцерковленного дилетанта или светского профессионала?

— Воцерковленного профессионала. Без дилеммы.

— А как Вы думаете, почему у нас такая текучка кадров? Это материальные проблемы или что-то другое?

— Это разные проблемы. И не в последнюю очередь, это следствие недопонимания на местах важности той работы, которую мы делаем, несмотря на всё то, что об этом говорит Святейший Патриарх и какие решения принимаются на заседаниях Священного Синода. Увы, все-таки полного понимания важности нашей работы еще нет.

— Вы говорили о том, что нам не нужно гнаться за рейтингами, за тиражами, захватывать внимание аудитории любой ценой. Но нет ли здесь опасности, — успокоиться на том, что, мол, нас мало смотрят и читают, — ну и пусть, зато мы — православные СМИ?

— Здесь не нужно впадать в крайности. Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но только не любой ценой и генералом не любой армии. Главное — в процессе гонки за погонами не поменять армию.

— Предположим, что в епархии все есть. В этом плане, у нас действительно замечательная в Пензенской епархии ситуация: понимающий важности информационного направления правящий архиерей, есть и сайт, и журнал, и газета, и телепрограмма, и радиопрограмма, и пресс-служба. Как Вы думаете, что дальше, — куда двигаться, к какому идеалу?

— Если всё есть, то ведь все равно нет предела совершенству. Надо совершенствовать существующие ресурсы. Вы непосредственно с ними работаете, и наверняка всегда есть что-то, что вам не нравится. У меня, по крайней мере, так: мы делаем журнал «Фома» уже почти двадцать лет, и мне все время в нем что-то не нравится. Сегодня номер сдавали в печать, я читал и думал: эх, вот здесь надо было бы по-другому сделать... Так что удачи!