Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1429
13 Октября 2014

В беседе с ведущим программы «Ради Истины» (ТРК «Экспресс») Дмитрием Инюшкиным митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказал о подвижниках благочестия Сурского края, не прославленных пока в лике святых, о том, что необходимо для их канонизации, и в чем мы должны подражать им.

– Какова суть этого понятия – подвижники благочестия? Вроде бы и слова не очень сложные, но, возможно, не все правильно их понимают.

– Да, действительно. Это понятие, с одной стороны, раскрывается самими словами, а с другой стороны – есть различие между тем, святой человек, или просто почитаем в народе и не канонизирован Церковью как святой. Обычно сначала мы называем святого подвижником благочестия. А уже потом время само расставляет точки над i, становится ясно, насколько этот человек почитаем, действительно ли через его почитание люди получают какую-то благодатную помощь от Бога, либо он просто благочестиво жил и оставил какой-то след в жизни Церкви и людей. Некоторые из подвижников благочестия так и остаются ими, которых почитают, но в узком кругу. А кто-то из подвижников становится тем святым, которого Церковь признает как местночтимого либо всероссийского святого.

– Если говорить о пензенских подвижниках благочестия, то кого среди них мы назовем в первую очередь?

– Наверное, по степени народного почитания первым подвижником благочестия, который сейчас прославлен в лике святых, нужно назвать Иоанна Оленевского. Это священник, который со времени своей смерти почитался всегда, и не только жителями Пензенской области, но и других регионов. И поэтому, наверное, сравнительно быстро он и был прославлен. Он скончался в 1951 году и уже в 2000-м был прославлен в лике святых.

Сейчас особо почитаемыми и заслуживающими внимания среди подвижников благочестия является священник Николай Болоховский. Это известный старец начала ХХ столетия, о котором писал еще Евгений Поселянин в своих рассказах о подвижниках благочестия России. Это священник, который всего себя отдал на служение Богу. Прославился он тем, что, будучи священником белым, то есть семейным, он организовал мужской монастырь на Нижнеломовской земле в честь 300-летия Дома Романовых. На сегодняшний день ни от монастыря, ни от самого села Стяжкино, где подвизался Николай Болоховский, ничего не осталось, но его честные останки перенесены в Успенский монастырь города Нижнего Ломова и особо почитаются православными людьми.

Кроме того, можно сказать и об Иоанне Кочетовском. Это подвижник благочестия XIX столетия, который связан с жизнью Иоанна Оленевского. Мы знаем, что у них была встреча, еще оленевский святой был в юном возрасте.

Ну и, наверное, должна быть названа почетная гражданка города Пензы Мария Михайловна Киселева, которая творила много дел добра, милосердия и была одним из самых известных благотворителей-храмоздателей.

– Ее имя сейчас, конечно, на слуху. И многие хотели бы, чтобы ее причислили к лику святых. Как Вы думаете, возможно ли это? И если мы уж затронули этот вопрос – как такого рода вещи происходят?

– Если говорить об истории канонизации в Русской Православной Церкви, то нужно отметить, что четкого процесса, который установлен и регламентирован сейчас, не было никогда. Конечно, когда Церковь стала более организованной структурой, появились некие критерии, по которым тот или иной человек, в народе почитаемый за святого, прославлялся для общецерковного почитания.

Доверие всего церковного общества к этому святому должно быть непререкаемым. Поэтому существуют критерии, согласно которым со времени смерти этого человека должно пройти определенное количество лет, несколько десятков лет – для того, чтобы действительно церковное общество определилось, может оно его почитать как святого или нет. И, конечно, за эти годы должны быть какие-то явные чудеса, исцеления от болезней, которые можно засвидетельствовать, – то есть человек с какой-либо болезнью помолился, совершил поклонение честным останкам и свидетельствует, что по ходатайству пред Богом этого угодника Божия совершилось его исцеление.

Но самое главное, как и для любого христианина, – этот подвижник благочестия должен быть образцом для подражания. В его жизни не должно быть таких явных изъянов, которые делали бы соблазн для человека.

– Насколько я помню, Иоанн Златоуст говорил о том, что почитание заключается в подражании. Если речь идет о подвижниках благочестия других времен, насколько сегодня можно говорить о подражании? Ведь жизнь меняется, и мир меняется вместе с ней.

– Дело в том, что здесь подражание имеется в виду не буквальное. Это – подражание в любви к Богу, к человеку. Это, прежде всего, дела, которые тот или иной подвижник благочестия совершал. Если мы берем местных подвижников благочестия, того же отца Николая Болоховского, – то при всем том, что он был обычным священником, люди тянулись к нему, как к истинному пастырю, который мог дать ответ каждому вопрошающему, грамотно рассудить любую семейную, личную ситуацию, который помогал человеку выйти из тупика. И когда мы говорим о том, что мы должны подражать тому или иному святому, то, безусловно, мы должны подражать именно таким их качествам.

Они не могут меняться с жизненными обстоятельствами. Они могут деформироваться или совершенно по-иному пониматься, но это – уже другой вопрос. Христианство как раз и есть тот институт в обществе, который стоит на заповедях Ветхого и Нового Заветов, в принципе никогда не меняющихся, потому что это – Священное Писание, которое невозможно изменить в нашем религиозном сознании.