Новости Пермской митрополии

18 Марта 2016

16 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми совершил первую Божественную литургию Преждеосвященных Даров в этом году. Вечером этого же дня Глава Пермской митрополии совершил Великое повечерие с чтением третьей части великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Иоанно-Богословском храме Пермского Успенского женского монастыря.

В завершении вечернего богослужения Владыка Мефодий поздравил всех молящихся с началом Великого поста и пожелал милости Божией в его прохождении.

Затем Высокопреосвященнейший Мефодий обратился к прихожанам с архипастырским словом:

«В эти дни Святая Церковь предлагает нам множество средств к тому, чтобы провести время Великого поста с пользой. Одним из таких средств является молитва святого преподобного Ефрема Сирина. Вот уже несколько дней за богослужением мы слышим: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Все ли слова этой молитвы мы понимаем? Попробуем вникнуть в значение хотя бы одного из предложенных нам прошений. Мы просим Господа, чтобы Он избавил нас от духа праздности. Но что такое праздность? Праздность - это такое времяпрепровождение, которое не идет на пользу человеку.

Когда Бог изгнал наших прародителей – Адама и Еву из Рая, где они наслаждались благами, которые Господь даровал им, то Он сказал Адаму слова, которые в дальнейшем определили существование всех последующих поколений «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой» (Быт. 3;15). Это стало образом жизни всех людей, – без труда человек не может добиться ничего. Когда падший человек лишился общения с Богом, то вся окружающая действительность, весь животный мир и природа поставили его в такое положение, в котором ему приходиться преодолевать много сложностей. Господь сказал Адаму: «терния и волчцы произрастит она (земля) тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3;18). Эти слова обращены ко всему человечеству. Таким образом человечество существует и сейчас, потому что все мы являемся наследниками греховного состояния наших прародителей. Но со временем человек стал приспосабливаться к этим условиям. В этом ему помогает и наука, и технический прогресс. Человек стал использовать свою изобретательность к облегчению собственного состояния и своей жизни. Благодаря техническому прогрессу, у человека стало появляться много свободного времени. Но на что употребляет это время человек? Чаще всего он уделяет его праздности. А от праздности в человеке начинаются пересуды и пустые рассуждения, которые расслабляют, и как ржавчина, разъедают внутреннее естество. И что самое страшное – это состояние становится нормой для человека. Человек уже не понимает, что происходящее в его праздной душе является грехом, и что сам человек постепенно становится рабом греха.

Святителя Тихон Задонский в одном из своих творений говорит о том, что наше тело и ум не могут быть ничем не занятыми. Они постоянно заполнены каким-либо содержанием. Если их заполняет не рассуждение о Боге, не рассуждение о своей жизни, не молитва, не чувство покаяния, то их начинают заполнять непотребные чувства и мысли о непотребных делах. Когда наш ум не занят полезным рассуждением, то он начинает осуждать людей и уклоняться ко греху.

В святые дни Великого поста Церковь не только призывает нас к покаянию, но и предлагает нам особые молитвы, особые средства для того, чтобы мы сумели посмотреть в свою душу и попытаться изменить свое внутреннее состояние, чтобы мы смогли посмотреть на себя и понять, как много в нас греховного и ненужного. Видение своих грехов является первым шагом к покаянию. Почему святой Ефрем Сирин в своей молитве на первое место ставит прошение о избавлении от духа праздности? Потому что праздность, это та почва, на которую мы сеем греховные плевелы и взращиваем их в своем сердце, в своем разуме и в своей жизни. В результате этого свое собственное греховное состояние мы начинаем считать нормой, и перестаем воспринимать грех как нечто чуждое нам. Это становиться бедой, приводит к окаменению чувств и сердца. В результате, когда наша жизнь подойдет к финальной черте, когда нам надо будет сказать оправдательное слово перед Богом, нам нечего будет сказать. В эти дни мы слышали слова великого покаянного канона: «Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского», если мы так будем рассуждать, тогда мы сможем увидеть израненность своей души, кривизну и изломанность своей жизни - то, что мы часто считаем нормой. Тогда возникнет душевный плачь, с которым мы обратимся ко Господу, и Он непременно, как чадолюбивый Отец, услышит нас и поможет нам исцелиться и почувствовать радость общения с Ним, и радости этой уже никто и никогда не сможет отнять у нас. Аминь.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин