Новости Пермской митрополии

15 Февраля 2017

Накануне, 4 февраля, Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

В завершение Божественной литургии Владыка Мефодий обратился с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь празднует память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это празднование установлено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви ровно двадцать пять лет назад. На Архиерейском Соборе 1992 года было принято решение совершать память тех, кто пострадал за веру Христову в нашем Отечестве в далекие революционные и в последующие годы гонений на Русскую Церковь. Огромные страдания приняли на себя наши соотечественники, родственники - священнослужители и миряне, все те, кто нес слово проповеди, кто твердо и непоколебимо стоял за веру и Церковь, исповедуя Православие. Все эти люди были уничтожены. И уничтожали их не внешние враги нашего Отечества, а наши соотечественники.

Мы часто бываем увлечены какими-либо далекими от нас фактами, мы готовы верить всему, что нам говорят средства массовой информации, готовы верить любым противоречащим реальности фактам, не зная при этом истории своей страны, своего Отечества. Это очень печально, потому что мы часто, не зная того, посещаем места, где совершались кровавые преступления, мы часто ходим по земле, которая освящена кровью новомучеников. Иногда мы буквально ходим по костям наших предшественников, которые твердо стояли в вере. Они не были ни врагами, ни шпионами, ни диверсантами, как их называла советская власть, но они были истинными христианами. Этого было достаточно для того, чтобы жестоко расправляться с ними. Например, священномученика Феофана, епископа Соликамского зимой вывели на Каму, где начали окунать в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом и таким образом скончался. Это делали не инородцы, а его соотечественники, такие же люди, как мы с вами. Это трудно воспринимать, особенно когда узнаешь подробности подобных историй.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы интересовались историей своего Отечества, чтобы мы интересовались историей нашего города, интересовались образом жизни наших предшественников. Тогда нам самим более станет понятно, кто мы такие и в какое время мы живем.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское повествование о мытаре и фарисее. В преддверии Великого поста эта притча воспринимается по-особому. Что делал фарисей? Он исполнял то, что должно было исполнять согласно ветхозаветному закону. Надо было десятину давать на храм, - он давал. Но мы не знаем, что в это время было в сердце этого фарисея. Фарисей исполнял и больше предписанного, сказано в Евангелии, – постился дважды в субботу. А мытарь, стоящий в притворе Храма не говорил ничего о своих делах, а просто просил милости Божией к себе. Он просил об этом из глубины своей души. Он сказал это от сердца, от того внутреннего состояния, в котором он пребывал. Фарисей не задумывался о своем внутреннем состоянии, потому что он был занят осознанием того, что он выполняет постановления внешнего закона от начала до конца, и даже больше предписанного законом.

Господь сказал, что мытарь, который стоял в притворе Храма, бия себя в грудь и говоря: «Боже, милостив буди мне грешному», вышел более оправданным, чем фарисей. Мытарь признал свое недостоинство, он не стал выставлять дела, которые он делал перед Богом. Он сказал только о своем внутреннем состоянии. В своей душе мытарь определил себя как человека, который недостоин поднять голову и обратиться к Богу. Священное Писание говорит нам, что тот человек, который заглянул в глубину своей души, и увидев там непорядок, воззвал к Богу, вышел более оправданным, чем тот человек, который исполнял все предписанное ветхозаветным законом.

Мытарь являет нам пример того, что составляет суть духовной жизни, что необходимо каждому из нас. К такому состоянию должна приводить нас подлинная вера, это и есть подлинное действие нашей совести. Все внешние дела являются добрыми только тогда, когда у человека есть истинное доброе побуждение к их совершению, когда человек видя, что он не прав, взывает к Богу, чтобы Господь ему помог. Господь принимает это. Если у человека нет способности оценить себя по совести, если у него нет подлинной веры, то никакие законы в своей сути человек исполнять не будет. Нужен ли совестливому человеку внешний закон? Нет. Потому что закон написан у него в сердце. Если наши душа и сердце будут пусты, и мы будем озабочены только тем как мы выполняем внешний закон, то мы будем деградировать духовно, подобно этому и общество наше будет деградировать.

Если мы обратимся к истории Римской империи, то заметим, что в свое время эта империя достигла небывалых высот, а потом рухнула. Это произошло потому, что, не смотря на прекрасное правовое устроение, в римском обществе процветала духовная деградация: язычество, развлечения и т. д. Никакого чувства и ответственности перед Богом у правительства и большинства жителей империи не было. Империя рухнула, и про нее забыли.

Наше сегодняшнее общество, которое переживает период серьезной духовной деградации и безрелигиозности, к большому сожалению, движется в том направлении, которое тревожит нашу душу. Если мы не вернемся к опыту мытаря, который заглянув в свою душу увидел пагубность и отсутствие Бога, придя от этого в ужас, и воскликнув: «Боже, милости буди мне грешному», то наше общество будет двигаться в сторону погибели. Это неизбежный факт, свидетелями которого мы с вами являемся. Помолимся, о том, чтобы Господь вернул нас, хотя бы в предстоящие дни Великого поста, к видению глубин наших душ, чтобы мы смогли увидеть то, что в них творится, и чтобы видя это, мы обратились за помощью к Богу, чтобы Он смилостивился бы к нам грешным и не дал бы нам погибнуть со беззакониями нашими. Аминь».

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин