Новости Пермской митрополии

28 Марта 2017

Накануне, 11 марта, Его Высокопрелосвященство совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По завершении Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

«Сегодняшнее воскресенье Святая Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникийского, который долгое время, живя на святой горе Афон, видел жизнь святых подвижников, видел преображение людей, видел как молитва ко Господу и бдения являли через афонских подвижников яркий и явный пример благодати Божией, преображающей человеческое естество.

В далеком XIV веке возникали разногласия среди людей в отношении того, что же являли и являют собой люди, достигшие святости. Некоторые полагали, что святость это внешняя награда от Бога за то, что человек ведет святой образ жизни и служит Богу. А святитель Григорий, Архиепископ Фессалоникийский доказал, что святость есть явление Самого Бога, Который вселяется в сердце, в душу и в природу святых людей. Потому что Господь сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6;56).

Люди, о которых свидетельствовал святитель Григорий являли собой отображение особенной благодати Божией. Они были просвещены и их тела, действия и движения просвещены. Через это является присутствие Самого Бога в людях, ибо тела наши есть храм Духа Святого (1 Кор. 6;19). Но если этот храм находится в запустении, погряз в грязи и занят недостойными мыслями, деяниями и грехами, наполнен нечто совершенно непотребным, то в этом храме, конечно, не поселится благодать Божия. И этот храм не будет светел, но будет темным.

Святитель Григорий Палама, видя афонских подвижников, видел свет, который просвещал их лица и тела. Из описания жития преподобного Серафима Саровского мы знаем про этот свет. В определенные моменты лицо преподобного Серафима сияло как солнце, на которое даже взглянуть было трудно. Святитель Григорий Палама жил среди подвижников святой горы Афон, видел, запечатлел и сумел возражающим доказать, что это и есть сияние Самого Божества, Которое поселяется в телах святых подвижников.

Святая Церковь не зря установила память святителя Григория Паламы во втораую Неделю Великого поста. Во время подготовительных Недель к Великому посту мы говорили о положительных и отрицательных свойствах человеческой природы, вспоминая мытаря и блудного сына, мы говорили о том, что плохие свойства человека отдаляют его от Бога, а добрые дела приближают к Нему. В сегодняшнее воскресенье Святая Церковь предлагает нам подвести некий итог того, как мы проводим пост и свою жизнь. Если мы ведем праведную и правильную жизнь, тогда благодать Святого Духа поселяется не только в сердцах, но и в телах наших, как говорит нам Священное Писание, святые отцы и святитель Григорий Палама, память которого мы сегодня празднуем.

Святитель Фессалоникийский учит нас, что если мы будем следовать путем, который начертала нам Святая Церковь, к которому она призывает нас, начиная с подготовительных Недель Великого поста, если мы отвергнем отрицательные действия, деяния, грехи и пойдем праведным путем, то это приведет нас к тому, что благодать Божия поселяется в сердцах, в душах и в телах наших. Об этом нам напоминает сегодня Святая Церковь.

Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает нам об исцелении расслабленного, которого принесли на одре четверо. Наверняка у тех людей, которые предприняли этот труд и принесли болящего ко Господу, были свои заботы и свои дела, но они пожертвовали ими ради того, чтобы оказать помощь болящему и явить доброе расположение к своему другу, любя его. Они предприняли непростые усилия, чтобы спустить человека, не могущего самостоятельно передвигаться, через крышу дома. Их стремление Господь слышит, видит и принимает, потому что они предприняли немалые усилия чтобы принести больного ко Господу, веря в то, что Он исцелит его. Они не взирали ни на суетность, ни на реакцию толпы. Их не занимали никакие дела, они оставили все. Они сделали то, что должны были сделать, как бы мы сейчас сказали, настоящие православные верующие, христиане, которые проявили любовь к своему ближнему.

Не случайно сегодняшняя память святителя Григория Паламы, который засвидетельствовал то, каким образом благодать Божия поселяется в людях, ведущих праведную жизнь совпала с чтением евангельского отрывка о расслабленном. Этот евангельский пример призывает нас к творению праведных дел. Часто можно услышать, что человек отказывается от помощи ближним, прикрываясь тем, что он занят постом. Человек считает, что пост это особое время, во время которого все дела надо оставить на потом, в том числе и помощь ближнему. Сегодняшнее евангельское повествование свидетельствует о том, что если мы действительно постимся, подлинным настоящим постом, то мы должны, как написано в Евангелии: помазать голову свою и умыть лицо свое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом нашим, Который втайне (Мф. 6;17-18). Надо чтобы люди не только не слышали, но и не видели нашего постящегося состояния, а видели бы наши добрые дела. Надо уметь услышать призыв к нам людей, может быть далеких, обращающихся к нам за помощью. Тогда это и будет пост, тогда услышит нас Господь, как он услышал тех людей, которые разобрали крышу и помогли ближнему. Господь не остановил их, не сказал им, что они мешают Его проповеди, потому что Он видел их сердца, Он видел их подлинную любовь, Он видел их подлинное желание помочь ближнему, и Он помог расслабленному. Господь не только исцелил его, но и простил грехи его. Таким образом, любовь к ближнему способствовала телесному и духовному возрождению расслабленного человека, которого принесли на одре любящие его братья. Господь сотворил чудо. К такой любви и мы с вами призываны. Мы не должны избегать творения добрых дел прикрываясь тем, что мы проходим поприще Великого поста. Если мы не видим и не замечаем беду и немощь своего ближнего, то мы не увидим и Самого Христа. Тогда каков будет результат нашего поста? Пусть эти назидания и небольшие евангельские отрывки не будут для нас лишь напоминанием евангельского текста, но пусть они станут для нас уроком и поводом для размышления о своей деятельности и нашего поста. Продуктивен ли он? Приносит ли он плод? Или мы с нетерпением ожидаем его завершения? Если это так, то пост наш не приносит плода.

Будем, братья и сестры, молиться ко Господу, особенно в дни Великого поста, чтобы Господь умудрил нас и наполнил бы наш труд, наш пост и наше воздержание искренним желанием встретить Воскресшего Господа и очистить храмину своей души, чтобы благодать Святого Духа воссияла в нас как в тех людях, которые исполняя заповедь Божию следовали призыву Господа, которых Господь услышал и вознаградил Своей любовью. Аминь».

Ольга Троицкая