Новости Пермской митрополии

26 Мая 2017

Накануне, 20 мая, Его Высокопреосвященство совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

«В сегодняшний день Святая Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Христова, который написал Евангелие и явил нам Божественное Откровение. Апостол Иоанн – единственный из двенадцати апостолов окончил свою жизнь мирно.

Сегодняшний воскресный день Святая Церковь также именует Неделей о слепом. Сегодня за богослужением читалось евангельское повествование о том, как Господь исцелил слепого от рождения человека. Это один из самых сложных для нашего понимания евангельский отрывок, потому что, слушая его, мы часто задаемся вопросом: почему слепой от рождения человек жил столько лет не видя ни мира, ни окружающей его действительности? Это небольшое повествование вводит нас в некое недоумение, но мы знаем, что Святая Церковь предлагает нам Священное Писание не для того, чтобы ставить нас в недоумение, и не для того, чтобы ставить перед нами такие вопросы, ответы на которые мы не сможем найти естественным путем. Священное Писание повествует нам о тех событиях, в которых бы мы смогли увидеть божественные чудеса, милосердие Божие, и Его божественное служение на земле ради человека, и ради того, чтобы человек был спасен. Только ради всего этого нам с вами дано Священное Писание. Поэтому и сегодняшнее евангельское повествование, как бы оно не казалось нам на первый взгляд не понятным для нашего человеческого восприятия, оно дано для нашей пользы. Сложность этого евангельского отрывка еще раз напоминает нам, что мы очень поверхностно и не глубоко знаем Священное Писание и святоотеческую литературу. Не глубоко мы знаем и предмет своей веры. По традиции мы из года в год, из поколения в поколение посещаем храм, но при всем этом мы можем так и не понять, не вникнуть в суть того, о чем нам говорит Священное Писание. Конечно, есть люди, которые тщательно занимаются тем, чтобы изучить предмет своей веры, но их не много, хотя это является обязанностью каждого христианина. Но, чаще всего бывает, что вся вера наша сводится к тому, чтобы мы пришли в храм, постояли на богослужении, не слишком вникая в то, что в это время происходит.

Понимание приходит тогда, когда есть знание. Когда нет знания, тогда появляются слухи, и предположения, тогда мы примешиваем к нашей вере очень много всевозможных домыслов. В результате человек доходит до того, что начинает главное считать за второстепенное, а второстепенное за главное. Человек начинает перемешивать Истину с ложью.

Возвращаясь к сегодняшнему евангельскому повествованию, я вспоминаю высказывание одного из отцов ранней Церкви, который сказал, что Господь Милосердный и Милостивый, и Он не даст нам погибнуть в нашем благополучии. Удивительные слова. Они говорят о том, что Господь по Своей великой благости сокрушает наши сердца, чтобы мы все-таки почувствовали и познали Его – своего Творца. Для одного человека достаточно каких-либо небольших бедствий, во время них он начинает чувствовать и понимать, что в его жизни присутствует великий промысел Творца, другому человеку нужны большие скорби, чтобы сокрушить его сердце, а третий, может быть, нуждается в том, чтобы быть слепым от рождения. Только такие стесненные обстоятельства могут побудить человека познать Бога. В евангельском повествовании, Господь, отвечая на вопрос Своих учеников о причине слепоты человека сказал, что эта слепота произошла не по причине греха: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9;3).

Мы часто возмущаемся: неужели слава Божия должна явиться через такие, как мы думаем, великие скорби для человека. Но, Господь, будучи Сердцеведцем знает, что нам, живущим на земле, часто мало просто знания о Боге. Чтобы сокрушить сердце человека Господу часто приходится ставить перед ним такие, кажущиеся совершенно неразрешимыми ситуации, находясь в которых, человек, может быть, задумается и поймет, что его жизнь находится в руках Божиих. Как бы человек не старался устроить свою жизнь в дали от Бога, ничего хорошего из этого получиться не может. Я не однократно приводил примеры из истории нашего Отечества, когда наши соотечественники предпринимали попытки устроить свое «светлое будущее» без Бога, все порушив, разрушив, расстреляв священнослужителей. Все мы знаем чем это закончилось. В результате все эти попытки ни к чему хорошему не привели, и мы вновь начали все сначала. А не лучше ли было не делать таких опытов со своей жизнью, а идти тем путем, который возвещает нам Милосердный и Праведный Господь?

Сегодняшнее евангельское повествование способствует пробуждению в нашем закоренелом греховном состоянии чувства ответственности перед Богом за свои дела и за свою жизнь. Оно побуждает нас понять, что наша жизнь, наши действия и дела должны быть сопряжены с волей и благословением Божиими, и как бы мы не пытались возражать или противостоять этому, в результате, как я уже говорил, мы ни к чему хорошему не придем. Пусть иногда наш жизненный путь тернистый, горестный, но все-таки он ведет нас к обращению к Богу или хотя бы к попытке обратиться к Нему в нашей жизни и в наших делах.

Второй момент, о котором мы можем рассуждать, читая сегодняшний евангельский отрывок, заключается в учении святых отцов о том, что слепорожденный не только телесно прозрел, но он прозрел духом и сердцем, потому что увидел Бога. Он исповедовал Его перед иудеями, назвав великим пророком.

Есть и третья сторона в этой евангельской истории: иудеи обвинили Иисуса Христа в том, что Он нарушил субботу. Они не увидели главного, что Он исцелил слепорожденного, это их не интересовало. Это фарисейское состояние верующих людей, к большому сожалению, в большинстве своем, и сегодня одолевает наше общество. Оно порицается Священным Писанием, и в жизни нашей, и в опыте нашей духовной жизни оно не приводит нас к благим и святым результатам.

Вот об этом мы должны размышлять с вами, слушая, казалось бы, на первый взгляд, трудный отрывок Священного Писания, который предложила Святая Церковь в сегодняшнее воскресенье.

Пусть Господь просветит и нас, физически зрячих, просветит наши умы и наши сердца. В молитве, которую священник читает за вечерним богослужением на утрени, есть такие слова: просвети очи сердца моего. Вот об этом нам надо молиться, братья и сестры.

Еще раз хочу сказать, что знание основ нашей веры дает нам великий шанс к тому, чтобы у нас было меньше недоумений, которые нас смущают. Христос говорит: Да не смущается сердце ваше. Если мы будем веровать в Бога, то свет Христов просветит всех нас. Аминь».

Ольга Троицкая