Новости Пермской митрополии

24 Октября 2017

Совместный проект под названием «Разработка и апробация форм образовательной деятельности по реализации направления духовно-нравственного развития и воспитания личности» реализуется в течение двух лет, в нем принимают участие более 20 школ города. Целью проблемного семинара было не только подведение результатов еще одного года взаимодействия, но и осмысление многих понятий духовно-нравственного воспитания, его содержания и места в современной школе.

Первая часть семинара, на которую были приглашены руководители образовательных учреждений, состоялась во Дворце детского (юношеского) творчества г. Перми. К собравшимся директорам и завучам школ обратилась начальник отдела организации предоставления муниципальной услуги общего образования детей департамента образования администрации города Перми В..А.Захарова, озвучившая спектр разнообразных мероприятий проекта. Руководитель ОРОиК Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев подчеркнул в своем выступлении, что сегодня ни школа, ни семья, ни церковь по отдельности не могут решить задач духовно-нравственного воспитания, необходимы совместные усилия в решении главной задачи нашего времени – сохранении живой души ребенка, наполнению ее высокими смыслами, приобщению к спасительным ценностям родной культуры.

Специальными гостями семинара стали доценты Уральского государственного педагогического университета, кандидаты педагогических наук – Станислав Тимофеевич Погорелов и Елена Николаевна Бородина. В докладе «Культурно-исторические аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания» почетный работник высшей школы, зав. лабораторией педагогики православия ФГУ «НИИ психолого-педагогических проблем детства» г. Екатеринбурга С.Т. Погорелов заострил внимание собравшихся на проблемах современного образования (отсутствие стратегической цели, превращение образования в сферу услуг, тотальные рейтинги, деформация детско-родительских отношений и отношений между учителем и учеником, виртуализация детства и т. д.) и проблемах духовно-нравственного и патриотического воспитания. Последние часто вызваны недостаточным уровнем методического мастерства педагогов, их психолого-педагогической компетентности.

Духовно-нравственное воспитание – это усвоение и принятие базовых национальных ценностей через переживание их, воспитание культуры переживаний. Переживание – это особая деятельность, созидающая личность, либо разрушающая ее. Если духовно-нравственное воспитание осуществляется вне зависимости от переживаний ребенка – оно есть схоластика. Мало говорить о любви к Отечеству. Патриотизм начинается, во-первых, с совершенного владения русским языком, во-вторых, с глубокого погружения в родную культуру. Нельзя любить абстрактную землю, надо воспитывать чувство хозяина, нужны образцы героев-воинов, героев труда, властителей, святых, ученых, художников.

Продолжила разговор о сущностных характеристиках понятий «духовность», «нравственность» и «патриотизм» Елена Николаевна Бородина, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Ведущая встречи – директор одной из самых известных пермских школ - физико-математической школы № 9 им. А.С.Пушкина Наталья Анатольевна Курдина, обратилась к практическим вопросам, говоря о необходимости реализации образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» во всех классах школы именно в виде отдельного урока. Затронула Наталья Анатольевна и вопрос осуществления духовно-нравственного воспитания в Российском движении школьников.

После перерыва общение участников семинара продолжилось на площадках СОШ № 6 им. героя России С.Л.Яшкина и Пермской православной классической гимназии в рамках практикумов, проведенных гостями из Екатеринбурга для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей Основ религиозных культур и светской этики.