Новости Пермской митрополии

13 Января 2018

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил настоятельницу Успенской обители игумению Марию (Воробьеву), насельниц монастыря и прихожан с праздником Рождества Христова, с наступившим новолетием и обратился с проповедью:

Мы вступили в новый год, и, стало быть, вести мы себя должны по-новому, оставив все то, что было непотребного в нашей жизни в стороне. Но, как нам все это оставить? Для начала нам надо определить, что в нашей жизни является добром, а что в ней является непотребным. Надо уметь это различать и чувствовать. Надо уметь определять, что в нашей жизни и делах является совершенно неприемлемым, для нас как для православных христианин, да и вообще как для нормальных цивилизованных людей, к которым мы себя относим. Для того, чтобы определить и выявить это, нам необходимо понимать, что есть добро и что есть зло. А для этого Святая Церковь и предлагает нам исповедь, она призывает нас к исповеди, к раскаянию, которые омывают нас от грехов наших, и трезвят наш разум, мысли, и душу.

И, если нам самим трудно избавиться от греха, то подойдя к священнику, мы можем с ним пообщаться и посоветоваться. Надо сказать, что некоторые люди даже и исповедоваться не умеют. Им кажется, что ничего плохого они не делают – не осуждают, не завидуют. Но, когда они поговорят со священнослужителем, который, как специалист в своей области, видит устроение человеческой души, то оказывается и в том человек грешен и в другом. Но, этот грех надо научиться видеть в себе и чувствовать его, а для этого необходимо иметь дар духовного зрения, чтобы видеть свои прегрешения и исправлять их. Святая Церковь, чтобы помочь нам, приглашает нас на исповедь не только в дни великих праздников, не только в дни постов, но всегда ее двери открыты, чтобы мы смогли прийти в духовную лечебницу, и обнаружить свое духовное заболевание. Часто мы не знаем источник своих духовных болезней. Нам кажется, что причина в одном, а на самом деле причина сокрыта в другом.

Придя в Церковь на исповедь, мы полагаем, что все у нас в порядке, а на самом деле, священник, выслушав нас, скажет, что это совершенно не так, что в том мы грешим и в другом грешим в соответствии с учением церковным. Священник не свои мысли нам говорит, он не свои представления о грехе нам говорит. Он ссылается только на опыт и на устав Святой Церкви, чтобы помочь нам.

В праздничные Рождественские дни, когда мы говорим о пришествии в мир Христа Спасителя, о Рождении Его в Вифлееме, то Святая Церковь напоминает нам что Иисус Христос родился «нас ради человек и нашего ради спасения» от Девы во граде Давидовом. Подумать только! А мы готовы бежать от этого спасения и от Иисуса Христа, находя этому всевозможные, как нам кажется, уважительные причины. Мы уклоняемся от прославления Его славного Рождества, которое, подчеркиваю, изменило всю историю человечества. Произошло не только нечто сокровенное и таинственное, в деле спасения рода человеческого, изменилась и сама история, исчисление которой разделено на период до пришествия в мир Христа и на период после пришествия Господа в мир. К большому сожалению, многие люди, казалось бы, образованные или занимающие высокопоставленные чины, редко обращают на это внимание.

Рождество Христово явило нам особое благоволение Божие к роду человеческому, потому что пришло то время, когда должен был прийти Искупитель и Он пришел на землю, чтобы человека избавить от прародительского греха и Своей кровью упразднил то прародительское клеймо, которое довлело над родом человеческим. Своим приходом в мир, страданием и победой над грехом, над адом, над смертью Он открыл роду человеческому двери вечного спасения. Но, для того, чтобы войти в эти двери, чтобы приблизиться к вечному спасению, недостаточно только лишь раз в год вспоминать о Рождестве Христовом и отмечать это событие в соответствии с мирским пониманием праздника.

Жизнь наша проходит, с каждым годом мы все ближе становимся к вратам вечности, и очень горестно бывает душе человека, которую ангелы Божии не пускают во врата вечного спасения, а отводят ее далече и помещают в совершенно ином месте. Горестно, когда душа человека не может войти во врата вечного спасения, которые Господь открыл человеку Своим Воплощением, Страданием и Своим Воскресением, победив ад и смерть.

В своей жизни, братья и сестры, мы должны стремиться сделать шаг навстречу Рожденному Господу и попросить у Него благословения, помощи, вразумления, исцеления от своих грехов, от греховных привычек и исправления совей жизни.

Сегодняшнее евангельское повествование предложило нам замечательный эпизод из земной жизни Господа. Когда Иисус Христос перед Своими крестными Страданиями, в последний раз пришел в Иерусалим, то проходя мимо смоковницы на которой было много зеленой листвы, Он подошел к ней, желая вкусить плодов. Но, кроме листвы, которая шумит во время ветра, на дереве не оказалось ни одного плода. То есть, это дерево было смоковницей только по виду, а по существу никаких смокв на нем не оказалось.

Это повествование дает повод всем нам подумать над тем, есть ли в нас истинные плоды христианской жизни, помимо шелеста нашей «листвы». Было бы хорошо, если бы за нашим благочестивым видом были бы и плоды нашего духовного роста, плоды духовные, которые увидел бы Христос и сказал, что мы действительно являемся теми, кто достоин войти в Царство Небесное. В день Преславного Христова Рождества, мы должны помнить об этом, а не просто услаждать себя торжеством Святой Церкви. Было бы весьма полезно, если бы мы из праздника Рождества Христова смогли извлечь главное – чтобы мы своими делами, совей жизнью и своей душой приносили хотя бы малые духовные плоды, чтобы Иисус Христос не сказал о нас так, как сказал о бесплодной смоковнице: «да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21;19), но чтобы у нас был хотя бы малый плод, который бы приблизил нас ко Господу и мы с благодарностью к Нему за Его благодеяния и терпение к нам, унаследовали бы то великое Царство, ради которого пришел Иисус Христос на землю, спасая каждого из нас. Аминь.

Затем Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский вручил юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» настоятельнице Пермского Успенского женского монастыря игумении Марии (Воробьевой); наместнику Свято-Троицкого Стефанова Мужского монастыря игумену Серафиму (Даниленко); благочинному Первого городского округа иеромонаху Иосифу (Романову); благочинному Успенского округа протоиерею Александру Толокнову; благочинному Петропавловского округа протоиерею Константину Остренко; монахине Софии (Кошеленко); кандидату исторических наук, почетному работнику высшего профессионального образования Российской Федерации, доценту кафедры всеобщей истории ПГГПУ Александру Владимировичу Вертинскому; кандидату философских наук, доценту кафедры философии и права ПНИПУ Анатолию Владимировичу Жохову; генеральному директору СРО НП «Строители Урала» Виктору Алексеевичу Терентьеву.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин