Новости Пермской митрополии

'Подготовительные недели к Великому посту - ранняя духовная весна'

28 Февраля 2021
  • 21.02.2021

"Подготовительные недели к Великому посту - ранняя духовная весна"

21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 20 февраля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодняшнее воскресенье Святая Церковь посвятила воспоминанию притчи Господней О мытаре и фарисее. Сегодняшний день открывает начало подготовительных Недель к Великому посту. Вселенский учитель Церкви – святитель Василий Великий называет это время ранней великопостной весной, потому что с сегодняшнего дня начинаются подготовительные дни ко святой Четыредесятнице. В течение ближайших Недель Святая Церковь будет открывать перед нами все новые и новые образы того, как мы должны готовить себя к дням Великого поста. Многие люди при приближении святых дней Четыредесятницы, свои мысли погружают в заботы о том, что они будут вкушать в великопостный период. Конечно, необходимо упражняться и в телесном воздержании, но, только помня о том, что оно способствует соблюдению главного – очищению души.

Евангельское повествование, которое предлагает нам Святая Церковь, имеют одну особенность – небольшие рассказы, притчи, которые мы слышим за богослужением, были сказаны Господом несколько тысяч лет назад, в совершенно иную эпоху. В те времена общество было отличным от современного, у жителей Иудеи были нравы отличающиеся от наших. Но, читая евангельское повествование сегодня, мы понимаем, что оно направлено именно в наши сердца, взывает к душе человека живущего в XXI веке. В этом есть величие и святость Евангелия. Сказанные в этой книге слова – вечны. Основы человеческой жизни изложены в Божественной книге, которую предлагает нам Святая Церковь. Разве сегодня не актуальна притча о мытаре и фарисее? Разве мы не говорим о тех же человеческих добродетелях и пороках сегодня?

Сюжет притчи о мытаре и фарисее хорошо известен многим из нас: два человека пришли в храм помолиться. Один был фарисеем, то есть представителем правящей религиозной партии в Израиле, человеком высокого звания, другой – мытарь, основной деятельностью которого был собор податей, то есть налогов с израильтян в пользу римского протектората. Как мы знаем из Евангелия и других источников по церковной истории, мытари часто недобросовестно выполняли свои обязанности и злоупотребляли своим положением, не проявляя никакого снисхождения к израильтянам, в обществе, живущим по принципу: око за око и зуб за зуб. Потому мытарей представители израильского общества призирали.

Фарисей и мытарь пришли в Иерусалимский храм, где все житейские заботы уходят на второй план, где человек стоит перед лицом Истины, чтобы помолиться. Фарисей пришел в это святое место чтобы воздать славу Богу, как сообщает нам об этом Священное Писание. Он не пришел в храм для того, чтобы подобно многим из нас лишь просить у Господа дать то или иное для временной жизни. Он действительно был способен благодарить Бога. В своем обращении к Создателю он сказал, что платит десятину, ведет праведную жизнь, в отличии от грабителей, убийц, прелюбодеев, что он не таков, как тот мытарь, который стоит позади его. Если бы фарисей не присвоил все эти заслуги себе и не выделил в этой молитве свое «Я», то его добрые дела были бы достойно приняты Господом. Митрополит Антоний Сурожский описывая этого фарисея, отметил, что нам далеко до добродетелей этого человека. Фарисей исправно молился, воздавал хвалу Богу, платил десятину, посещал больных и помогал тем, кому требовалась помощь. Но, совершая столько добрых дел он, как оказалось, по словам Евангелия, ушел из храма менее оправданным, чем мытарь.

Что же совершил мытарь? Он осознал всю ответственность и всю греховность совей жизни. Тот, кого призирали израильтяне, представители богоизбранного народа. Подобно этому и мы иногда даем нелицеприятную характеристику людям, не понимая, что они могут оказаться намного духовно способнее нас. Фарисей был представителем духовной элиты Израиля, а мытарь, будучи грешником, нашел в себе мудрость и мужество увидеть свое внутреннее состояние и понять, что в своей жизни он делает в разрез с волей Божией. Как сообщает нам Евангелие, он ушел из храма более оправданным, чем фарисей, рассказавший Богу, какой он хороший. В своем обращении к Богу, он не осознал, что имеет духовное достояние лишь по промыслу Божию, по Его милости. Вместо этого он указал: я имею, я даю, я помогаю… Фарисейское «Я» и покаяние мытаря – два различных духовны состояния, которые показывает нам Евангелие.

В преддверии Великого поста, братья и сестры, нам необходимо рассуждать не о том, что мы будем вкушать в дни Великого поста, а о том, каким образом нам дойти до сознания сути своей жизни, каким образом нам разуметь и оценить суть своего поведения. Если оно достойно пред Господом, то нам не следует об этом говорить во всеуслышание, потому что Господь это знает.

Почему Господь допускает чтобы фарисей перечислил все свои добродетели? Он бы мог просто сказать: Господь, я праведник, а мытарь, стоящий у входа – грешник. Но, Господь вкладывает в уста фарисея описание добродетелей, потому что эти добродетели должны сопутствовать человеку в его жизни – и оказывать милость ближнему, и посещать больных, и помогать нуждающимся… Это разъяснение того, как человек должен проводить дни Великого поста, но исполнение этого не должно приводить нас к гордости и возношению над ближними. В этот период нам необходимо углубиться в осознание своей жизни, в осознание того как нам исправить свою жизнь, как нам приобрести хотя бы немного того содержательного покаяния, которое явил мытарь, сказав: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18; 13). Аминь».

Ольга Троицкая