Новости Пермской митрополии

4 Ноября 2019

Накануне, 2 ноября, Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Глава Пермской митрополии сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратисля с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь совершает память священномучеников Павлина, архиепископа Могилевского и Аркадия, епископа Екатеринбургского. Очень часто, читая церковный календарь мы «пробегаем» глазами имена святых и не заостряем свое мнимание на житии этих святых. А ведь эти люди подвизались на Пермской земле и явили пример великого духовного мужества, пострадав за Христа, явив нам пример подлинного христианского служения Господу, Святой Церкви и народу Божию. Это замечательный пример, который мы должны усвоить для своей жизни. Мы должны не просто открывать церковный календарь и читать имена святых, память которых в тот или иной день Святая Церковь совершает, но знать их жития и подвиг.

Сегодняшнее евангельское повествование – о богаче и Лазаре, всем нам очень хорошо известно: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16;19-22). Далее Евангелие сообщает, что богач был помещен во ад, где начал взывал к Аврааму. Разве за богатство свое богач попал в отдаленное от Бога место? Если посмотреть на пример жизни святых, почитать их жизнеописание, если обратиться к истории Христианской Церкви, то можно обнаружить целый сонм святых, которые были состоятельными людьми, которые имели огромное богатство и многих подчиненных. И этих людей, невзирая на их величие и богатство, Святая Церковь удостоила звания святых, и Господь принял их в Свое Царство.

Пример богатого человека предложило нам и сегодняшнее евангельское повествование. В Евангелии также говориться и о другом человеке – нищем, больным, неимущем, который сокрушался и вопрошал у Бога о причине такого его состояния. В чем же заключается смысл притчи о богаче и Лазаре? Конечно, смысл этой притчи заключается не в богатстве и бедности, как может показаться сначала. Потому что в жизни встречаются иногда бедные люди, которые далеки от Царства Небесного, встречаются и богатые, которые внимательны, щедры и милостивы к нуждам других людей. Смысл этой евангельской притчи заключается в том, что богатый, о котором рассказывает апостол и евангелист Лука, был озабочен только приятным времяпрепровождением своей жизни и весельем. Он не понимал и не вникал в смысл жизни. В его сознании это отсутствовало, потому что веселый образ жизни отвлекал его от таких размышлений, самого богача и его сотоварищей. А бедный Лазарь рассуждал о жизни, о причинах своего положения. Господь через притчу показывает и то, что рядом с богачом был тот, кто нуждался в помощи богача – «Лазарь, который лежал у ворот его» (Лк. 16;20). Богач не оказывал помощи даже тому, кто был рядом с его домом, лежал у ворот. Человеку, одержимому весельем было не до того человека, который был рядом с ним и нуждался в помощи. У богатого человека не было рассуждения о том, Кто дал ему богатсво и чем завершится его земной путь, у него не было благодарности Богу за те блага, которые он имел. Эти вопросы, к сожалению, не волновали богача, и естественно, что он не замечал всех тех, кто нуждался в его помощи. Если бы он оказал помощь ближнему, если бы он проявил хотя бы малое внимание, то этот акт милосердия Господь бы принял и может быть не лишил бы богача Царства Божия. А поскольку главным руководством в жизни богатого человека было удовольствие, и вся жизнь прошла в веселии, то все это завершилось тем, что нам всем хорошо известно из повествования.

Часто большое богатство приводит человека к неблагодарности, оно не приводит человека к Богу, а очень часто приводит человека к веселию, к получению удовольствий и к расслабленному образу жизни. А все окружающее человека, остается для него незаметным. В таком состоянии человек отдаляется от действительности жизни и от необходимости участвовать в ней, как для себя, так и для тех, кто «лежит у ворот его», - это образ, который обозначает близость к тому, кто больше всего нуждается в помощи.

Притча о богаче и Лазаре это притча не о богатстве и бедности. Она о том, как человек рассуждает о своей жизни, о той цели, ради которой он живет. Эта притча показывает, что рядом с нами может находиться великое спасение для нашей души. Стоит только обратить внимание на ближних своих, на их нужды и Господь примет тебя как милостивого, милосердного и даст благословение в жизнь. Этого, к большому сожалению, не случилось с евангельским богачом, этого не случается со многими из нас. Когда наша жизнь подойдем к концу, найдем ли мы что сказать Господу, перед лицом Которого мы предстанем? Оглядываясь назад, человек часто понимает, что совершил в своей жизни не то, что должен был. И очень часто человек на пороге вечности, подобно богачу, начинает просить Господа, чтобы Он послал кого-то к его родственникам, чтобы предупредить их о тех ошибках, которые не должно совершать в жизни. Но, господь сказал богачу, что существуют закон и пророки, которые говорят людям о правильном пути. Подобно этому и мы имеем Евангелие, слово Божие, которое если мы не послушаем, то не послушаем и того, кто явится нам, чтобы сказать о бренности всей жизни и о том, чем она завершается для нерадиво живущих людей. Эта притча является хорошим примером для того, чтобы порассуждать о том, какова наша жизнь. Может быть, после услышанного евангельского повествования, проанализировав свой жизненный путь, мы увидим, что рядом с нами есть кто-то, кому мы можем помочь6 перейти дорогу купить лекарства и т.д. Это элементарные вещи, которые мы часто оставляем без своего внимания, забываем о них, и, к большому сожалению, это становится нормой нашей жизни.

Помолимся Господу, чтобы Он умудрил нас, укрепил нас в вере, открыл нам очи мыслей нашей, чтобы видеть то, что мы часто не замечаем, мимо чего мы проходим, и, тем самым, лишаем сами себя того благодатного пути и того Царства, к которому призывает нас Милосердный и Праведный Господь. Аминь».

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин