Новости Пермской митрополии

2 Декабря 2019

Главе Пермской митрополии сослужил секретарь Пермского епархиального управления протоиерей Андрей Литовка, сотрудники и преподаватели Пермской духовной семинарии в священном сане.

За богослужением молились учащиеся пастырского, иконописного и регентского отделений учебного заведения.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил молящихся с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь празднует память святого великомученика Мины, который был воином и, казалось бы, был далек от духовной жизни. Тем не менее, этот святой смог воплотить в своей жизни христианский идеал, он сумел прикоснуться к духовной силе, которая наполняет сердце, душу человека и преображает его. Святой Мина показал нам пример преображения в своей жизни, и я вил нам пример подлинного христианского подвига и духа, носителями которого мы с вами призваны быть. Как мы на практике исполняем это призвание, пусть каждый из нас оценит самостоятельно.

В сегодняшний день Святая Церковь предложила нам чтение евангельского повествования о милосердном самарянине. Это притча очень ярко и детально показывает нам, каким образом мы можем стяжать преображение своей души и жизни – силой и благодатью Святого Духа. Многим из нас хорошо известно это повествование. Многие, может быть, почти дословно знают этот евангельский отрывок. Притча эта за богослужением читается не один раз в году и, может быть, это обстоятельство несколько ослабляет наше внимание. Мы действительно очень часто слышим эту притчу и хорошо ее знаем. Но, на самом деле мы не до конца проникаемся ее смыслом, потому что если бы мы понастоящему прониклись смыслом этого рассказа, то мы бы изменили свою жизнь.

Притча о милосердном самарянине настолько же актуальна сегодня, как она была актуальна две тысячи лет назад, когда ее произнес Иисус Христос, не смотря на то, что время все более и более отдаляет нас от времени земной жизни Господа и все больше приблежает нас к временам, которые мы называем «последними временами», когда по свидетельству Священного Писания «во многих охладеет любовь» (Мф. 24;12). Сегодня мы на себе можем ощутить это явление и еще раз убедиться в достоверности слов Священного Писания.

Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает о том, как к Иисусу Христу пришел некий богатый, знающий ветхозаветный закон и исполняющий его юноша, который в соблюдении заповедей превзошел многих современных христиан. Но, этот юноша подошел ко Господу не с целью что-то узнать, а чтобы испытать Его. Потому что юноше было известно, что Иисус из Назарета, Сын плотника, поучает учителей и законников, фарисеев и прекрасно говорит о ветхозаветном Законе. Юноша с надмением задает вопрос Иисусу Христу о том какая заповедь из Закона наибольшая. Тогда Господь отвечает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10;27). Тогда вопрашающий юноша пытаясь продолжить разговор, задает вопрос: а «кто мой ближний?» (Лк. 10;29). Господь в ответ на это рассказал притчу о милосердном самарянине, о том, как некий человек, встретившись на пути с разбойниками, был ими побит, ограблен и нуждался в помощи. Мимо несчастного прошел священник, левит, те люди, которые имели великое почтение среди народа. Служители храма имели почтение не только во времена Ветхого Завета, но это продолжается и по сегодняшний день. Может быть, несчастный надеялся, что проходящий мимо священник поможет ему, но он прошел мимо, вероятно, имея свои планы, в которые побитый, лежащий при дороге человек не входил. И сегодня священнослужитель может поступить подобным образом, оправдывая себя тем, что он спешит исполнить какую-либо требу – освятить квартиру, дорогостоящую машину и т. д. Много ли у нас священнослужителей, которые торопясь куда-либо, способны обратить внимание на нужды ближних, может быть не лежащих при дороге, но требующих иной помощи, например требующих Святого Причащения на одре болезни?

Часто, слушая притчу о милосердном самарянин, мы удивляемся тому, что ветхозаветный священник прошел мимо нуждающегося, но если мы обратим мнимание на сегодняшней день и зададим себе вопрос: а не поступаю ли также и я в соей жизни?, - то что мы ответим?

Далее притча рассказывает о том, что мимо страждущего идет самарянин, которого иудеи почитали хуже язычника, потому что в Самарии жили иудеи, которые ассимилировались с языческими народами. С детства каждому иудею прививалось соответствующее отношение к самарянам. И, этот самарянин оказывает милость страждущему, отвозит его в гостиницу, оплачивает его лечение, проявляя милосердие и заботу. Рассказав эту притчу, Иисус Христос очень тонко и деликатно посрамляет юношу-иудея, который зная Закон, пытался искусить Господа. Господь задает вопрос юноше: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10;36). Можно представить бедного молодого человека, знающего Закон, который в окружении своих соплеменников должен был признать, что ближним для страждущего оказался самарянин, который оказал ему милость. Он сказал это честно, потому что в этом была правда.

Иисус Христос придя на землю, «переворачивает» сознание ветхозаветного человека. Это стало началом Нового Завета – Завета любви, благодарности, милосердия и уважения. Исходя из принципа Нового Завета, ближним для нас является не тот, кто находится рядом и кто расположен к нам, но тот, кто нуждается в помощи, будучи любой веры и национальности, потому что всех любит и всем благоденствует Господь Иисус Христос.

Анализируя житие святого великомученика Мины и сегодняшнее евангельское повествование, помолимся ко Господу, чтобы то милосердие, о котором рассказывает нам сегодняшнее евангельское повествование не оскудело в нас. Тем более это особо должно быть воспринято в храме Пермской духовной семинарии, где, я надеюсь, учат этому, воспитывая людей, которые понимают, что главное это любовь к Богу и ближнему. Если мы говорим, что мы любим Бога, но не замечаем и не проявляем любви к ближнему, то о каком христианском воспитании можно говорить?

Да, укрепит нас Милосердный Господь, чтобы слова «милость» и «милосердие» были написаны на скрижалях нашей души, и чтобы мы чувствовали и понимали свою ответственность перед каждым человеком на нашем жизненном пути. Пусть это будет хотя бы доброе слово в адрес ближнего, это является начатком милосердия, в котором мы должны укрепляться, чтобы стать достойными призвания христианина. Аминь».

После Богослужения, в актовом зале семинарии состоялась научно-богословская конференция «Духовное пространство России: история и современность».

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин