Новости Пермской митрополии

Открылась межрегиональная научно-богословская онлайн-конференция

11 Декабря 2020

В работе конференции принял участие глава Пермской митрополии, ректор старейшего духовного учебного заведения на Урале Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский.

В своем приветственном слове архипастырь сказал:

«Глубокоуважаемые участники конференции! Дорогие архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех, кто откликнулся на приглашение принять участие в нашей научно-богословской конференции, которая уже традиционно проводится 24 ноября – в день рождения Пермской духовной семинарии, под общей рубрикой «Духовное пространство России: история и современность». В этом году конференция посвящена 220-летию нашего старейшего высшего учебного заведения на Урале, что само по себе впечатляет.

На пермской земле нет ни одного учебного заведения, которое имело бы столь почтенный возраст своего бытия. Даже первое светское высшее учебное заведение в Перми – Государственный университет – младше духовной семинарии на 116 лет. Вместе с тем духовная семинария в Перми проходит свое становление на 220-м году своей истории, которая с 1918 года была прервана 85-летним богоборческим периодом, когда духовное образование было просто невозможно.

С самого начала существования Пермской духовной семинарии совершенно определённо была сформулирована цель её образовательной деятельности. Она явствует из резолюции епископа Иустина (Вишневского): «Семинарии учреждены с тем намерением, чтобы дети при просвещении умов научались наипаче благонравию, благочестию и благоговению к Богу, и, чтобы по окончании наук и знании исходили из семинарии достойными, примерными и полезными Церкви священнослужителями».

За время своего существования в стенах семинарии получили духовное образование более трех тысяч человек. Пермская духовная семинария была одной из лучших духовных школ в дореволюционной России. Ставя себе главной задачей подготовку добрых пастырей Церкви, Пермская семинария давала в то же время достаточный простор для развития индивидуальных сил и способностей каждого из своих воспитанников, потому она создавала для Отечества немало работников не только в сфере пастырского служения, но и на других разнообразных поприщах общественной деятельности. Многие врачи и педагоги, судьи и администраторы, представители науки и литературы имеют счастье считать Пермскую семинарию колыбелью своего умственного и нравственного развития. Немало также дала семинария скромных, но самоотверженных тружеников на ниве народного образования.

В ее стенах обучались многие известные и выдающиеся церковные и общественные деятели: Высокопреосвященный Иннокентий (Сельнокринов-Коровин), архиепископ Волынский; Преосвященный Палладий (Пьянков), епископ Олонецкий и Петрозаводский – духовный писатель, магистр богословия; Преосвященный Иона (Капустин), епископ Екатеринбургский; архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, учёный, археолог, византолог, астроном, дипломат; протоиерей Евгений Попов - писатель, богослов; протоиерей Матфей Салмин, профессор Московской духовной академии; священник-математик Иван Михеевич Первушин, член Парижской Академии наук; известный математик Василий Александрович Щапков, магистр Московской духовной академии; церковные историки – протоиерей Александр Луканин, священномученик Иаков Шестаков, известный миссионер, автор книги «История Пермской духовной семинарии» - и многие другие.

Здесь начинали свой научный и творческий путь русские писатели Дмитрий Наркиссович Мамин-Сибиряк и Павел Петрович Бажов; изобретатель радио Алексей Степанович Попов; Павел Николаевич Серебренников, доктор медицинских наук; Дмитрий Петрович Никольский, доктор медицины в Санкт-Петербурге, подготовивший 153 научных труда по медицине, антропологии, этнографии; Василий Макарович Флоринский - известный ученый, один из основоположников отечественной генетики; последний обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода, а затем – министр исповеданий Временного Правительства Антон Владимирович Карташов (известный церковный историк); Константин Дмитриевич Носилов, известный полярный путешественник; Николай Васильевич Арефьев, доктор философии Берлинского университета; Александр Варушкин, доктор философии Мюнхенского университета; Ястребов Иван Васильевич, профессор Варшавского университета, и многие, многие другие известнейшие люди, прославившиеся в нашей стране и далеко за ее пределами.

Безусловно, подавляющая часть выпускников Пермской духовной семинарии – это священнослужители, повсеместно исполнявшие и исполняющие свой пастырский долг. Причём духовенство было одним из самых образованных сословий общества, которое занималось учительством, могло оказать людям медицинскую помощь, обладало аграрными познаниями.

К середине XIX века по уровню грамотности духовенство не уступало дворянству, а по уровню образования даже превосходило его. В 50-е годы XIX века среди высшей бюрократии России (члены Государственного Совета, сенаторы, губернаторы и т.п.) насчитывалось более 61% людей с высшим образованием, а среди священников – 83%.

Выпускники Пермской духовной семинарии явили любовь к Богу и любовь к земному Отечеству в годы гонений на пермской земле: это 34 священнослужителя, прославившиеся исповеданием веры Христовой, претерпевшие самые лютые истязания до самой смерти. Они канонизированы Русской Православной Церковью. Большая часть из этих священномучеников совершили свой подвиг в 1918 году (28 человек, что составляет 82%). Ещё один, протоиерей Михаил Петрович Киселёв, принял мученическую смерть в 1919 году.

Пятеро выпускников Пермской духовной семинарии погибли в последующие годы гонений на Русскую Церков: в 1937 году – священник Константин Васильевич Черепанов, епископ Лев (Черепанов), архиепископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов); в 1938 году – архимандрит Ардалион (Пономарёв); в 1942 году – архиепископ Стефан (Знамировский Николай Иванович).

Священномученик архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) молодых людей, которые, несмотря ни на какие преграды, приходят в Церковь и отдают себя ей на самоотверженное служение, назвал героями духа.

Выступление владыки Андроника на одном из последних заседаний Поместного собора 1918 года, накануне его мученического подвига, относительно перспектив духовного образования было обращено в будущее – к нашему времени. Главная мысль владыки состояла в том, что семинарии – это духовные образовательные школы, предназначенные исключительно для подготовки будущих священников, в которых главное место призвано занимать воспитание. Он говорил: «Для пастырства же, как церковного служения по преемству от Апостолов, необходимо не только образование умственное в смысле богословского обучения, но главнее того – необходимо пастырское воспитание души кандидата во священство». По его мнению, в ходе реализации учебной программы в семинарии по подготовке будущих священнослужителей следует вести дело так, чтобы «пастырь Церкви был богат духом ревности пастырской, без которого он всё равно, что светильник без елея».

Сегодня семинария – это высшее духовное образовательное учреждение, предназначенное для подготовки молодых людей на служение в Церкви в качестве священнослужителей и церковных работников.

В новейшее время, по существу в течение последних десяти лет после учреждения в Перми семинарии, среди её выпускников большая часть посвятила свою жизнь священнослужению (59%), значительная часть стала церковными работниками (29%); и 12%, к сожалению, не связали свою профессиональную занятость со служением в Церкви. Всё это, безусловно, требует осмысления. И поэтому, на наш взгляд правильно, когда день рождения духовного образовательного учреждения начинается с литургии, а венчается проведением научно-богословской конференции, которая является своеобразным критерием научного и образовательного роста.

Несмотря на все ограничения, которые введены в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, ареал участников нашей конференции весьма широк, охватывает представителей Московской духовной академии, Московской аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Киевской духовной академии, Екатеринбургской духовной семинарии, Удмуртской, Челябинской митрополий.

Традиционно активное участие в проведении конференции принимают учёные пермских вузов, представители учреждений культуры, общественных организаций города и края.

Примут участие в конференции зарубежные гости из Германии – это Мартин Тамке, профессор Геттингенского университета, аспиранты факультета теологии этого вуза, а также представитель из Черногории – игумен Даниил (Ишматов), магистр богословия, настоятель монастыря Дайбабе (г. Подгорица).

Как мы видим, те ограничения, которые вносят карантинные мероприятия в связи с пандемией коронавируса, не помешали расширению круга участников конференции в дистанционном режиме. Сложившаяся ситуация в человеческом сообществе побуждает задуматься над тем, кто есть ближний к тебе человек. Реальность в современных условиях такова, что это ключевое богословское понятие в настоящее время не определяется никаким расстоянием. Это обстоятельство влечёт за собой более ответственное отношение не только к нашему поведению, но и к каждому нашему слову, которые могут и помогать людям, поддерживая их в различных непростых жизненных ситуациях, но также и ранить человека, оскорбить его чувства, вызвать раздражение и провоцировать на необдуманные, порой крайние действия. И это касается всех людей, независимо от их расовых, этнических, религиозных различий.

Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких уступок и компромиссов в догматических положениях веры, в гражданском поле мы призваны быть искренними, выражая братские чувства в отношении людей других вероисповеданий, других культур. Об этом свидетельствует многолетний опыт сотрудничества различных религиозных организаций в рамках Межконфессионального консультативного комитета Пермского края.

Научно-богословский дискурс, безусловно, касается мировоззренческого выбора человека, но при этом, на наш взгляд, необходимо оставить за рамками обсуждений всевозможные политические коллизии, которые могут разделять людей по их религиозному признаку, материальному положению, а Церковь призвана всех объединять. Этот взгляд на отношения в обществе и в человеческом сообществе на самом деле не нов, он укореняется в древней православной вероучительной традиции, которую мы призваны бережно хранить.

Развитие нашей богословской науки следует рассматривать как органический процесс, отражающий жизнь Церкви. Закономерно, что во все времена многие русские православные богословы были иерархами и пастырями, именно поэтому богословие как наука неразрывно связано с духовной жизнью. Проблемы православного богословия составляют не сами догматы веры и не основы благодатной литургической жизни Церкви, хранимые в Церкви от первых дней её бытия, а способ усвоения их и воплощение в жизни христиан в определённых исторических условиях. Конкретная действительность ставит перед церковным сознанием задачу изложения церковной доктрины в современных понятиях или на примерах церковной жизни в соответствии с нуждами времени.

Сама тема нашей конференции – «Духовное пространство России: история и современность» - определяет формат научно-богословских обсуждений, который предполагает: рассмотрение исторического развития и современного состояния богословской науки; исследование и извлечение уроков из Отечественной истории и истории Русской Православной Церкви, истории Пермской епархии; раскрытие проблем и перспектив миссионерской деятельности Церкви; анализ опыта формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи; рассмотрение практики и актуальных проблем религиозно-образовательного и катехизического служения; раскрытие иконописных традиций и современного поиска в этой сфере искусства; исследование истории и современной практики регентское искусства.

Как мы видим, сформированные секции охватывают широкий спектр проблем, которые предстоит обсудить в предстоящую неделю. Главное при этом –стяжание и хранение духовности как главного богоподобного человеческого качества. «Плод же духа, согласно посланию апостола Павла к Галатам: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23); «… плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5, 9). В Евангелии от Иоанна нам открывается Божественная истина: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4-5).

При этом важно следовать наказу апостола Павла к Ефесянам: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 15-16).

Желаю всем вам, уважаемые организаторы и участники научно-богословской конференции, Божией помощи в ваших трудах и успехов на ниве духовно-нравственного делания, образования и просвещения».

В ходе пленарного заседания с приветствием к участникам научно-богословской конференции обратился Высокопреосвященнейший Григорий (Петров), митрополит Челябинский и Миасский. Владыка Григорий до своей епископской хиротонии несколько лет нес служение в Пермской духовной семинарии в качестве преподавателя.

С приветственным словом к участникам онлайн-конференции также обратился выпускник Пермской духовной семинарии священник Александр Бартов, кандидат богословия, клирик собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка города Санкт-Петербурга.

Работу пленарного заседания продолжили доклады Натальи Юрьевны Суховой, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителя Научного центра истории богословия и богословского образования, доктора богословских наук, доктора исторических наук; Николая Александровича Гоголина, проректора по научной работе Пермской духовной семинарии, кандидата социологических наук, доцента; Анны Владимировны Мингалевой, профессора кафедры церковно-историчкских и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии, доктора исторических наук, доцента; Михаила Геннадьевича Нечаева, кандидата исторических наук, доцента кафедры государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета; протоиерея Алексия Марченко, доктора богословия, доктора исторических наук, профессора, заведующего отделом общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия; Екатерины Владимировны Антонец, доцента кафедры классической филологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктора филологических наук; Алексея Ивановича Солопова, профессора, заведующего кафедрой классической филологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктора филологических наук; Михаила Викторовича Первушина, кандидата богословия, кандидата филологических наук, доцента Московской духовной академии, старшего научного сотрудника института литературы (г. Москва); Дмитрия Михайловича Софьина, кандидата исторических наук, доцента кафедры междисциплинарных исторических исследований Пермского государственного научно-исследовательского университета, председателя Пермского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Научно-богословская конференция будет работать в течение семи дней и завершится 30 ноября.

Видеозапись пленарного заседания будет размещена на официальном сайте Пермской духовной семинарии www.permseminaria.ru.

Ольга Троицкая