Новости Санкт-Петербургской митрополии

19 Января 2016
Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Богоявленском храме на Гутуевском острове
В канун праздника Крещения Господня, 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Богоявления на Гутуевском острове.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа, настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром и другие священнослужители.

После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью.

"Сегодня мы слышали Евангелие, в котором раскрывается суть праздника Крещения Господня, - сказал владыка. - После того, как Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел на Свое спасительное для рода человеческого служение. И пришел на Иордан, чтобы здесь явить Себя миру, который уже был подготовлен проповедью Иоанна Предтечи о наступлении Царства Божиего, о пришествии в мир Мессии, Спасителя. И вот Господь подходит к реке - и в толпе народной оказывается Пастырь вместе с пасомыми, Судия вместе с виновными. Подходит к Иоанну Крестителю и просто говорит, чтобы он крестил Его. И слышит в ответ: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф., 3:13). Но Иисус Своим поступком напомнил нам, что нужно исполнить правду Божию".

"Заповедь о крещении была последней, которую дал Бог роду человеческому в Ветхом Завете, - продолжил архипастырь. - А Господь, явившись на землю, к тому времени исполнил все заповеди, осталась не исполненной лишь одна - о крещении. И Он пришел на эти воды, чтобы принять ветхозаветный обряд крещения. И когда выходил из воды, как сказано в Евангелии, "увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф., 3:16-17). После этого Иоанн Предтеча стал свидетельствовать народу Израиля, что Мессия пришел".

"Давайте запомним раз и навсегда: никакого другого мессии не будет. Все попытки сегодняшнего дня ждать иного мессию - это ложные попытки, - подчеркнул митрополит. - Мессия пришел, совершил Свое спасительное дело, и теперь придет Он лишь судить, проверяя исполнение данных Им заповедей. Иоанн Предтеча в поучении о Мессии как раз нам и говорит, подчеркивая два действия Иисуса Христа. Первое: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф., 3: 11). А второе: Он просеет вас, "лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а все плевелы отправит в огонь вечный" (Мф., 3:12). То есть он определенно указал на два действия, чем Мессия будет заниматься, и добавить к этому нечего".

"В тот день на Иордане очень много собралось народа возле Иоанна Предтечи. И первые слушатели уже новозаветного учения Спасителя - это как раз были ученики пророка, - напомнил владыка. - Это та паства, которая была на Иордане, которая не отходила, но внимательно слушала. Конечно, многие другие жили тогда при храме Иерусалимском, целыми днями ожидая Мессию. А события происходили не там, а на Иордане. И не случайно Христос неоднократно возвращался в это место. Первый раз - после того, как всходил на гору Искушения. И вновь там был Иоанн Предтеча, который сказал народу: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин., 1:29). И Господь там находился и там проповедовал. Он не крестил, как Иоанн (хотя ученики Христа потом крестили), Он только поучал народ. Ведь первые поучения Христа были как раз на Иордане. И когда Он ходил на Пасху в Иерусалим, то возвращался через Иордан, здесь останавливался. И здесь же, на реке, подошли к Нему будущие ученики - апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Вот так у священных вод потихоньку завязывалась первая христианская община".

"Все мы принимали крещение, давали обещание Господу Богу, Пресвятой Троице облечься во Христа. И должны в течение всей жизни к этому стремиться. То есть должны отречься от злых дел и облечься в дела добрые, ради Христа сделанные. Только такие дела приносят благодать, которая сегодня, конечно, обильно проливается на весь род человеческий. Сегодня Небеса открыты, благодать сходит на воды, освящает их. И мы с благодарностью Богу черпаем воду, приносим домой, храним весь год и потребляем каждое утро, когда не причащаемся. Поэтому сегодня мы благодарим Господа Бога за милость к нам и ко всему роду человеческому", - заключил правящий архиерей.

Богоявленский храм-памятник был возведен в честь чудесного спасения императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом. Строился на пожертвования петербуржцев и был богато украшен. Его фаянсовый иконостас получил медаль на Парижской выставке 1900 года, а колокола экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго. Закрыли храм в 1935 году, его последнего настоятеля расстреляли. Здание использовали под овощехранилище, завод, автопарк. Во время войны пожар уничтожил остатки иконостаса и мозаики знаменитых мастеров. В 1991 году полуразрушенный храм передали епархии, а в 1992 году состоялось первое богослужение, начались противоаварийные работы. Восстановление святыни продолжается, частично восстановлены росписи, воссоздается иконостас. Осенью 2012 года был освящен центральный придел.

ИА "Вода живая",
18.01.16