Новости Санкт-Петербургской митрополии

2 Марта 2016
Ко Дню православной книги, отмечаемому 14 марта, на портале Президентской библиотеки размещены материалы, посвященные этой дате. Как сообщили в пресс-службе библиотеки, представлены электронные копии трудов по истории книгопечатания конца XIX ‑ начала XX века. По ним можно подробно проследить путь от рукописной книги до первых печатных экземпляров.
Фонд Президентской библиотеки раскрывает историю православной книги

В 1563 году началась работа над "Деянием апостольским, посланиями соборными и святого апостола Павла посланиями", а через год книга вышла в свет.

Вскоре после изобретения книгопечатного станка Иоганном Гутенбергом у западных и южных славян появились печатные книги. С распространением грамотности с конца XV века спрос на книги в Московской Руси увеличился. В книге "Сказания князя Курбского" 1842 года, доступной в фонде Президентской библиотеки, говорится о людях, "искусных в книжном разуме, тщаливых последователях священных писаний, иже все священные писания во устах имели", а также о том, что много в Московии юношей "тщаливых к науце, хотящих навыкати писания".

С особым прилежанием переписывались "доброписцами" книги, которые массово продавались на торжищах, что удивляло иностранных путешественников.

Переписывание священных книг считалось делом богоугодным, не терпящим помарок и неточностей. Чтобы сократить количество ошибок в богослужебных текстах, митрополит Макарий благословил царя Иоанну IV на книгопечатание. Так, в 1553 году было принято решение организовать первую типографию в Москве. Царь приказал строить дом на Никольской улице близ Кремля под названием "Печатный Двор".

Создание московской типографии было поручено диакону Московской кремлевской церкви Николы Густунского Ивану Федорову и товарищу его Петру Мстиславцу. Про них известно довольно мало: в книге Андрея Ляхницкого "Начало книгопечатания в России" 1883 года, доступной в фонде библиотеки, сказано, что на дело свое Иван Федоров смотрел возвышенным образом, считая его "даром свыше ниспосланным, божественным талантом и даже самоотвержением".

В течение десяти лет типография в Москве устроилась окончательно. Первая книга была напечатана на голландской бумаге на 267 листах малого формата, вместе с чернилами использовалась киноварь, ею были окрашены оглавление и начальные буквы. Иван Федоров использовал изобретенный, вероятно, им самим метод печати в два прогона краски с одной формы: литеры, которые следовало отпечатать красным, приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем красные литеры извлекались из набора, а основной текст впечатывался на те же листы черной краской.

В книге помещена гравюра, вырезанная на дереве: евангелист Лука со свитком, сидящий перед письменным прибором. В 1556 году царь Иван Грозный послал в Новгород "мастера печатных дел" Маврушу Нефедьева для осмотра камня, приготовленного для одной из московских церквей. Мавруша же сообщил царю про некоего мастера, который "умеет резать резь всякую", то есть гравировать, по имени Васюк Никифоров. Его-то и велено было отправить в Москву для гравировки доски с изображением евангелиста, о чем сказано в книге Сигизмунда Либровича "История книги в России" 1913 года. Над заглавиями помещены орнаментальные украшения в итальянском духе. Итальянцы обучали русских наборщиков книжному мастерству и оказали на них большое влияние, как сказано об этом в книге Александра Кизеветтера "Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси" 1904 года, представленной в фонде библиотеки. Издателям удалось избежать распространенных ошибок при переписывании, а язык "Апостола" был очищен от устаревших форм и слов, тем самым приблизившись к церковнославянскому языку позднего времени. В послесловии книги даны сведения о первой типографии.

По Москве тем временем ходил ропот на новую затею царя. Прежде всего возмущены были писцы: печатные станки вырвали у них из рук кусок хлеба, многие же завидовали первопечатникам за ту особую милость, которой одаривал их царь. Смущала и механическая работа бездушного инструмента вопреки надежному и тихому ручному труду переписчика. Возникал вопрос: может ли набранная бездушным инструментом книжная буква быть так же боговдохновенна, как и писанная? Не есть ли замена одного другим преступление перед Богом?

Народный ответ на этот вопрос не заставил себя долго ждать: по народу прошел слух о том, что печатники занимаются "душевредным волхованием" и что двор их надо немедленно уничтожить. Так, Печатный Двор, подожженный неизвестными, сгорел, как свеча, а печатникам пришлось спешно покинуть столицу Руси. Бежав от народного негодования в Великое княжество Литовское, а после переселившись во Львов, Иван Федоров и Петр Мстиславец продолжили заниматься печатанием. Дело Федорова в Москве продолжил его ученик Андроник Невежа, более 30 лет возглавлявший Московскую типографию.

На портале Президентской библиотеки представлены видеолекции, посвященные истории книгопечатания: "Рукописная и печатная книга в России XVI-XVII веков", "Издания Ивана Федорова в собрании научной библиотеки", "450-летие начала книгопечатания в России".

День православной книги, приуроченный к дате выпуска первой датированной печатной русской книги - в марте 1564 года, был учрежден Священным Синодом в 2009 году.

ИА "Вода живая",
02.03.16