Новости Санкт-Петербургской митрополии

14 Октября 2016
В актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии 11 октября впервые в России состоялась открытая лекция доктора Михаила Хесеманна "Об историчности православных святынь".

Михаил Хесеманн - немецкий церковный историк, популяризатор, один из ведущих исследователей христианских святынь, получивший международное признание.

В приветственном слове заведующий аспирантурой СПбДА Дмитрий Карпук подчеркнул, что лекция вошла в программу аспирантуры и по ней будут сдавать зачет. "Эта встреча - знаковая для академии в целом. Последние лет пятнадцать-двадцать система духовного образования, да и всего образования в России, находится в стадии постоянных реформ. По благословению владыки ректора, архиепископа Петергофского Амвросия, наша аспирантура превращается в обучающую: аспиранты не просто сдают экзамы, но и проходят ряд спецкурсов, спецсеминаров. Вы открываете новую страницу в истории аспирантуры, в истории богословского образования. Святыни - одна из самых важных частей христианской веры. Тема сложная, противоречивая, у многих присутствующих уже есть к вам вопросы, а у кого-то они возникнут по ходу беседы", - отметил Дмитрий Карпук.

Заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров выразил благодарность директору центра по изучению христианских святынь при ОРОиК Михаилу Артееву, отметив, что без его содействия нынешняя встреча была бы невозможна.

Михаил Артеев обратил внимание слушателей на то, что на "бездуховном" Западе книги Михаила Хесеманна расходятся огромными тиражами: "Тема вызывает интерес - люди хотят слышать слово Божие, хотят больше знать о христианских святынях. Михаил Хесеманн рассказывает о священных реликвиях так, что людям это интересно. И это - миссионерство, а мы все призваны быть миссионерами".

Михаил Хесеманн извинился перед аудиторией за то, что недостаточно владеет русским языком, чтобы читать на нем лекции, и поэтому вынужден говорить по-английски. Функции переводчика взял на себя иерей Илия Макаров.

"Речь пойдет об одной из самых важных тем в истории христианской Церкви. Святыня - гарант Божественного присутствия на земле. Санкт-Петербург можно в каком-то смысле считать четвертым Римом, поскольку здесь есть множество могил мучеников за веру. Рим стал святым городом именно из-за могил христианских мучеников в катакомбах. Константинополь считался святым, потому что император Константин собрал там святыни со всего христианского мира. Я рад, что в этой комнате присутствует главная святыня христианства - Нерукотворный образ Спасителя", - сказал ученый.

Михаил Хесеманн назвал реликвию "способом непосредственного контакта с трансцендентным божеством". Святыни и поклонение им существуют во всех религиях. "Обладание реликвиями привязывает святого к тому или иному месту, призывает его молитвенную помощь, - продолжил ученый. - Считается, что они исцеляют от болезней. В раннем христианстве кусочки ткани, которые были в контакте со святынями, тоже считались святынями".

Это не случайно, ибо свидетельство о действии святыни мы находим в Евангелии от Марка (Мк. 5:24-34) об исцелении кровоточивой женщины. Сила исцеления - не только в самом Спасителе, но и в одежде, которую Он носил. Деяния апостолов повествуют о том, что такая же сила исцеления была у апостолов, и она исходила также от одежды, которую они носили.

"Во II веке святой Поликарп Смирнский пострадал за Христа. После его кончины христиане собрали его кости и считали, что они ценнее драгоценных камней. Поликарп был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который рукоположил его во епископа. Таким образом, мы имеем свидетельство о том, что уже второе поколение учеников апостолов поклонялись святыням", - отметил Михаил Хесеманн.

Ученый обратил особое внимание на то, что в иудаизме человек считается нечистым, если прикасался к мертвому телу, к костям, к чему-то, связанному со смертью: "Христианство предлагает новый смысл телу почившего, потому что оно видит в воскресшем Христе и тело, и душу. Учение о телесном воскресении дает почву для поклонения святыням. Апостол Павел также пишет, что тело человека является инструментом благодати и храмом Святого Духа. Тела святых - инструменты Святого Духа, Который жил в них и действовал через них. Бог чтит такие останки и творит чудеса через их присутствие. Революционность христианства в том, что оно учит, что смерть не является концом, а началом новой жизни, поскольку апостолы были свидетелями воскресения Спасителя".

Михаил Хесеманн рассказал, что часть плаща святителя Мартина Милостивого, епископа Турского, святого неразделенной Церкви, стала императорской святыней династии Каролингов. Когда святитель Мартин был римским воином, он увидел полуодетого нищего, срадавшего от холода, разорвал пополам свой плащ и отдал ему. Не только одежда, но и цепи, которыми были скованы мученики, тоже почитались как святыни. Известно немало случаев, когда цепи прикладывались к человеку, и он получал исцеление: "Гробница святого аккумулировала присутствие чудотворных сил этого святого. Человеку достаточно было прикоснуться к гробнице или к любому предмету, который контактировал с телом святого, чтобы получить эту благодать".

Во времена императора Константина первые церкви в Риме были построены на гробницах апостолов и мучеников. Храм Гроба Господня в Иерусалиме тоже построен на месте погребения Господа Иисуса Христа. В Средние века начался поход паломников в римские катакомбы, к гробницам святого Николая в Бари и святого Антония в Падуе.

Михаил Хесеманн показал слушателям изображение таблички с Креста Господня, найденной царицей Еленой в разломанном состоянии. Этот обломок хранится в Риме, в церкви Санта-Мария Маджоре. Ученый рассказал, что перенес на бумагу буквы и показал их ученым-палеографам. Они подтвердили, что надпись сделана в I веке н.э. в Палестине - это значит, что табличка подлинная. В IV веке такое подделать было невозможно.

Церковное Предание говорит о том, что моряки увезли мощи святого Николая из Мир Ликийских в Бари в спешке, поэтому часть костей осталась в Мирах. Через 10-12 лет венецианцы забрали оставшиеся кости. Ученые сравнили кости в Бари и в Венеции и убедились, что они принадлежат одному и тому же человеку.

Анализ ДНК святого апостола Луки подтвердил, что это человек сирийского происхождения, живший в I веке. В свое время от мощей была отделена глава. Согласно анализу, голова и тело принадлежат одному и тому же человеку.

Михаил Хесеманн рассказал о том, что на Туринской Плащанице было найдено изображение монетки, на которой надпись "Тиберий кесарь" была сделана с ошибкой. Недоброжелатели обрадовались было: "О, подделка"!, но оказалось, что такие монетки времен Понтия Пилата с ошибочной надписью действительно имели хождение, они сохранились у нескольких коллекционеров. Разумеется, если бы в XV веке кто-то фальсифицировал Плащаницу, им неоткуда было это знать, и они бы написали правильно.

Ученый также провел исследование плата из Овьедо. Как повествует Евангелие от Иоанна, ученики, войдя в гробницу, обнаружили плащаницу и плат, отдельно лежащий (Ин. 20: 6-7). По изображению на Туринской Плащанице было сделано трехмерное изображение. Его смазали кровью, наложили тряпицы - и пятна совпали. В те времена, когда эти реликвии стали известны, изготовить подделку такого качества было, опять же, абсолютно невозможно. "Таким образом, - заключил Михаил Хесеманн, - наука подтверждает христианское Предание".

В завершение лекции Михаил Хесеманн ответил на вопросы и сказал, в частности, что ему очень понравился Санкт-Петербург: "Это не только европейский, но и подлинно христианский город".

ИА "Вода живая",
11.10.16