Новости Санкт-Петербургской митрополии

20 Марта 2017
Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
Вечером в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 19 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и сослужившее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" правящий архиерей прочитал отрывок из Евангелия от Марка, повествующий о Страстях Христовых.

Митрополит обратился к верующим с проповедью.

"Господь всю Свою жизнь на земле жил в страданиях, трудах, заботах о спасении людей, - сказал владыка. - Три с половиной года Он ходил по дорогам Палестины, проповедуя, исцеляя тысячи людей. Люди тянулись к Нему, приходили и жаждали, в основном, исцеления. Когда Спаситель накормил тысячи людей хлебом, они еще больше стали к Нему тянуться. Но Он сказал: “Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились” (Ин. 6:26). Другие говорили: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского” (Мф. 12:24). Третьи оскорбляли Его, называя другом мытарей и прелюбодеев. Народ ходил за Ним толпами, Его торжественно встречали в Иерусалиме, кричали “Осанна!” Наконец, когда Он был взят властями, народ проголосовал против Него. Пилат хотел спасти Его и отпустить, но народ кричал: “Распни Его!” (Мк.15:13)”.

“Народ без Бога не достоин звания “народ”, это толпа, - продолжил архипастырь. - И эта толпа выбрала Варавву разбойника, а Христа осудили на смерть. Господь на Кресте помнит обо всех, даже в муках и неимоверных страданиях молится и просит Небесного Отца простить распинателей, ибо они не знают, что делают. Господь позаботился о нас, поручив род человеческий предстательству Своей Матери, Он проявлял милость до последнего издыхания на Кресте”.

“Хорошо умирать героем. А каково умереть как разбойник, рядом с разбойниками? После того, что Спаситель совершил на земле, Он смотрел на прожитую жизнь: позади - Иудейская пустыня, а впереди - бесславная смерть. Повесили рядом с двумя бандитами - какая же тут слава? Но это не конец. Были еще погребение, два дня пребывания в земле и на третий день - победа. Победа Христа над смертью. Смерти больше не будет, будет только вечная жизнь”, - отметил митрополит.

“Господь созвал сегодня нас в собор, чтобы сказать: как Он был милостив ко всем на Кресте, так и мы должны быть милостивы друг ко другу. Он говорит: Я не спрошу нас на Страшном Суде, как вы молились, постились, какие подвиги несли, Я просто спрошу - вы были милостивы друг ко другу, прощали друг друга? Если прощали, и Я вас прощаю. А если не были милостивы, и Я вас не помилую. Поэтому оставшиеся дни мы должны укрепляться, творить дела милосердия, чтобы Господь, видя наше доброе сердце, оказал нам Свою милость и сподобил жизни в раю, как благоразумного разбойника”, - заключил правящий архиерей.

После проповеди владыка, сослужившее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Это молебное пение пришло на Русь с католического Запада и, упорядоченное как богослужебный чин, восполненное акафистом Страстям Христовым, стало любимо многими православными. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. В наши дни этот чин совершается во многих храмах Русской Православной Церкви. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. Последование пассии бывает четыре раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
19.03.17