Новости Санкт-Петербургской митрополии

5 Апреля 2017
В Синем зале епархиального управления 4 апреля прошла конференция "Митрополит Антоний Сурожский как образ служения Богу и людям".

Организаторы - отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", издательский дом "Никея".

На конференции присутствовали учащиеся епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского при ОРОиК.

Участвовали: президент фонда "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" Елена Садовникова (Москва) и настоятель храма Всех святых земли Русской в Московском парке Победы архимандрит Иероним (Тестин). Ведущим выступил заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров.

Открывая конференцию, отец Илия отметил, что по кончине владыки Антония свет его личности не погас, а наоборот, сияет все ярче и ярче.

"Он открыл православие для Британских островов, - сказал отец Илия. - Он был духовным собеседником: когда мы слышим его, видим, читаем, мы ощущаем себя в состоянии беседы. Впрочем, "читаем его" - это мы говорим условно: владыка Антоний сам ничего не писал, за ним записывали. В свое время апостолы следовали за Христом, потом рассказывали об этом своим ученикам, и те записывали. Прошло две тысячи лет, и по-прежнему Христова истина распространяется через собеседование".
Иерей Илия Макаров предложил участникам и слушателям вместо традиционного песнопения "Царю Небесный" пропеть "Вечную память" - в память владыки Антония и жертв взрыва в Санкт-Петербургском метрополитене 3 апреля.

Архимандрит Иероним (Тестин) предложил в качестве эпиграфа конференции слова Евангелия: "Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:42-45).

Елена Садовникова рассказала, что, пытаясь сформулировать главную черту личности митрополита Антония Сурожского, она спрашивала у многих знавших его людей, и все ответы можно было свести к одному: "У него все было на самом деле - служба, разговор с Богом, восприятие ближнего".

Участники конференции рассказали об истории своего личного знакомства с владыкой Антонием.

Отец Иероним поведал историю своего воцерковления в 1980-е. Он напомнил, что в 1988 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси, существовавшие в советском обществе запреты для верующих были отменены, и наступил своеобразный расцвет церковной жизни. Ввиду острой нужны в священнослужителях в те времена для рукоположения достаточно было светского высшего образования. Так и отец Иероним, рукоположенный в 1989 году, за плечами имел только Ленинградский университет.

"Мне говорили: "Читай книги", но в книгах написано в них было, что надо делать, но не написано, как. И я решил поехать за духовным советом в Англию, причем хотел посетить сразу двоих подвижников: архимандрита Софрония (Сахарова) и митрополита Антония Сурожского. Было это в 1991 году. Сначала поехал в Эссекс, к старцу Софронию, а потом в Лондон, где, изрядно поблуждав в метро, все же нашел храм Успения Пресвятой Богородицы. Встреча с владыкой Антонием до сих пор не потеряла для меня своей яркости. Помню, как из боковой двери вышел человек в подряснике, подпоясанном монашеским ремнем. У меня, как и у многих людей, сразу создалось ощущение, что я знаю владыку Антония много лет. Когда я оказался в его кабинете, меня поразила скромность обстановки: кушетка, стол, два кресла и обогреватель".
Отец Иероним рассказал, что встреча и со старцем Софронием, и с владыкой Антонием дала ему ответы на волновавшие его вопросы, при том что он их даже не задавал: "Эти люди всей своей жизнью отвечали на мои вопросы".

На просьбу отца Илии рассказать об отношении этих подвижников веры к молитве отец Иероним сказал: "Отец Софроний практиковал Иисусову молитву, и от него я впервые узнал об этой практике - в то время книг в России было еще крайне мало. Что касается отношения к молитве владыки Антония, тут я хотел бы отметить две вещи. Первое - владыка Антоний умел слышать вечность. Во время Литургии каждое слово звучало со смыслом, оно было обращено в вечность, и из вечности владыка Антоний получал ответ. Второе - особая торжественность. Многие священники перед мирянами напускают на себя важность, а в алтаре ведут себя буднично. У владыки Антония все было наоборот: очень простой и скромный в общении с людьми, он становился торжественным в алтаре".

Елена Садовникова, отвечая на вопрос об отношении владыки Антония к молитве, рассказала: "Однажды в разговоре владыка поведал, что во времена, когда еще работал врачом, мог во время приема пациента сказать, что испытывает потребность помолиться, опускался на колени и молился. И это во Франции, где так много атеистов! Молитва настолько важна была для владыки Антония, что ему, как евангельскому Закхею, было все равно, что о нем подумают".
Еще одной важной темой на конференции стало осмысление владыкой Антонием смерти. Был показан отрывок из одной из бесед владыки Антония, в котором речь шла о сложных для каждого человека моментах, когда рядом с тобой человек уходит в вечность. Митрополит Антоний говорил о том, что необходимо подлинное сопереживание - умирающий человек не должен чувствовать себя всеми брошенным: "Вдумываться, вживаться в каждого человека - и тогда смерть будет победой!"

Участники конференции ответили на вопросы слушателей.

На вопрос, как владыка Антоний напутствовал будущих священнослужителей. отец Иероним ответил, что рекомендации владыки, по сути, сводятся к двум вещам: надо быть самим собой и любить Бога.

Елену Садовникову спросили, как она пережила уход владыки из земной жизни. Она ответила, что митрополит Антоний, говоря о том, как важна для него личность Феофана Затворника, отметил: "Когда его канонизировали, в наших отношениях ничего не изменилось".

"Эти слова я вспомнила, когда владыка ушел из жизни: в наших отношениях ничего не изменилось. Помню, все ждали в соборе, приехал катафалк, служители внесли гроб. В храме было очень много народу, все стояли и молчали. Все ощущали его присутствие, мы поняли, что происходит встреча".
Она напомнила слова владыки: "Жив ты или мертв, не имеет значения. Важно, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть". Рассказала и о том, что митрополит Антоний был зачинателем хосписного движения в Англии, вице-директором первого хосписа, читал лекции в двенадцати университетах об отношении к смерти и о том, как заботиться об умирающих.

Елена Садовникова добавила, что силами волонтеров эти лекции были переведены на русский язык и изданы фондом "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" в виде брошюр для бесплатного распространения.

Иерей Илия Макаров рассказал о том, как, учась в семинарии, решил написать дипломную работу о митрополите Антонии и мечтал встретиться с ним, но не успел: владыка ушел из жизни в 2003 году, за год до получения отцом Илией диплома. Но в прошлом году, во время поездки с хором духовенства Санкт-Петербургской митрополии в Лондон, хор пел панихиду по владыке, а также участвовал в богослужении на его могиле, которое совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И в тот момент отец Илия подумал, что встреча с владыкой все-таки произошла.

В завершение конференции петербургский представитель издательства "Никея" Анна Ершова познакомила присутствующих с книгами, популяризирующими наследие митрополита Антония Сурожского.

ИА "Вода живая",
04.04.17