На Левашовском мемориальном кладбище 10 июня был установлен закладной камень памятника членам православных братств, пострадавшим в годы советских репрессий. Сам памятник будет изготовлен на грантовые средства (проект- победитель конкурса "Православная инициатива"), а также частные пожертвования, и установлен в 2018 году, в год столетия возрождения братского движения в России.
Молебен о начинании всякого благого дела возглавил благочинный Выборгского округа, настоятель храма святого пророка Илии на Пороховыхпротоиерей Александр Будников в сослужении клирика этого же храма иерея Константина Морозова, настоятеля Свято-Троицкого храма в Архангельске иерея Павла Бибина и других священнослужителей. Затем была отслужена лития, во время которой поминались имена некоторых пострадавших от репрессий.
"Мы находимся в уникальном месте, стоим на костях десятков тысяч замученных людей, - сказал протоиерей Александр Будников. - Можно сказать, что это одна из Голгоф нашего Отечества. Имена многих еще неизвестны, вероятно, что-то раскроется при работе в архивах, но неизвестное нам известно Богу".
Отец Александр отметил, что в наше время, к сожалению, наблюдается опасная тенденция не вспоминать об этих страшных событиях или пытаться уменьшить их масштаб.
"Говорят, что репрессий почти не было или уничтожали только "пятую колону", готовились к войне. Какой только бред современных псевдоисториков и псевдомыслителей не приходится слышать - сердце кровью обливается! Достаточно только прочитать книгу Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", чтобы не оставалось сомнений в реальности репрессий. Не будем подражать таким настроениям, не будем превращать наших детей в Иванов, не помнящих родства. Ведь не только победами надо гордиться, но и трагические страницы нашей истории не забывать", - заключил священник.
Член Преображенского братства, объединяющего малые православные братства России, иерей Павел Бибин отметил, что в наше время свидетелей подвига новомучеников практически не осталось в живых.
"Наша Церковь нуждается в обновлении и возрождении. Мы не просто пытаемся восстановить историческую память, мы верим в действие Божие, которое в этом мире никогда не прекращалось и не прекратится. То наследие, которое мы получили в XX веке, тяжело, но это не значит, что Господь не в состоянии изменить нашу жизнь, Церковь, страну", - сказал он.
Автор 13-томного издания "Ленинградский мартиролог" Анатолий Разумов призвал места советских злодеяний превратить в места, известные каждому жителю страны.
"Левашово под Петербургом, Сандармох под Медвежьегорском, Красный Бор под Петрозаводском, Секирная гора на Соловках, Бутово и Коммунарка в Москве, Дубровка под Воронежем, Зауральная роща в Оренбурге, Медная под Тверью, Катынь под Смоленском, Быковня под Киевом, Куровня под Минском уже стали местами памяти, - отметил он. - Мы будем отыскивать новые места массовых захоронений, устанавливать памятники - и не остановимся на этом пути".
После заупокойной литии Александр Разумов провел экскурсию по Левашовскому кладбищу.
Член Свято-Петровского малого братства в Москве Мария Патрушева рассказала, что памятник будет сооружен в виде креста, он также будет иметь архитектурное обрамление, на котором будут написаны все имена пострадавших членов православных братств. Памятник задуман таким образом, что можно будет внести дополнительные имена, если о них появятся сведения.
Как рассказала председатель Свято-Петровского православного братства Юлия Балакшина, установка памятника проходит в рамках "Акции национального покаяния", которая уже полгода идет в России. В ней принимают участие люди разных профессий, вероисповеданий, неверующие.
"Кто чувствует, что революционные события, произошедшие 100 лет назад, стали точкой разрушения, катастрофой для нашей страны, призван выполнить конкретное действие: например, подписаться под текстом акции, вспомнить о своей семье, поразмышлять, как революция повлияла на его родных", - пояснила она.
Один из организаторов мероприятия Анастасия Наконечная рассказала об истории православных братств в нашей стране, уделив особое внимание послереволюционной эпохе. В начале 1918 года Патриарх Тихон обратился к верующим с призывом защищать Церковь. Во многих городах возникали братства православных приходов. В Петрограде союз православных братств был образован в 1920 году, его поддерживал будущий священномученик митрополит Вениамин (Казанский). Были ли подобные союзы в других городах России, неизвестно. Из этого союза вышли пятеро епископов, среди которых архиепископ Михаил (Мудъюгин), митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) и другие.
Александро-Невское братство было самым значительным из православных братств. В него входили монахи, священники, миряне. Одной из задач, которую ставили перед собой братства, было воспитание юношества для последующего рукоположения.
В 1922 году союз православных братств был распущен, заведено уголовное дело, руководители сосланы. Дольше всех, до 1932 года, просуществовало Александро-Невское братство. В феврале 1932 года, в так называемую "святую ночь", в Ленинграде было арестовано более пятисот верующих, из них сто - члены Александро-Невского братства, и отправлены в лагеря. Некоторые из осужденных вернулись в 1937 году и постарались объединиться. В Ленинграде это было невозможно. Часть братчиков и братчиц осела в Боровичах под Великим Новгородом, часть в Средней Азии, среди последних - архимандрит Гурий (Егоров). Группа в Боровичах впоследствии была разгромлена, пятьдесят человек из арестованных - расстреляны.
Среди прославленных в лике святых членов братств - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), Кира Оболенская, Екатерина Арская.