Новости Санкт-Петербургской митрополии

30 Октября 2017
Первый в России памятник православным братствам был открыт 28 октября, накануне всероссийского дня памяти жертв советских репрессий, на Левашовском мемориальном кладбище.

Монумент, выполненный художником Еленой Александровой и архитектором Ингой Вержбицкой, был установлен на частные пожертвования верующих и грант конкурса "Православная инициатива".

Молебен и освящение памятника возглавил епископ Кронштадский Назарий, наместник Александро-Невской лавры. Молебен был совершен на русском языке, после молебна была отслужена лития.

В торжественной церемонии приняли участие настоятель храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерей Вячеслав Харинов, сестры из Свято-Георгиевского сестричества, представители епархиального духовенства, прихожане и члены братств, представители администраций Выборгского района и поселка Левашово.

Обращаясь к собравшимся, владыка Назарий отметил, что имена большинства мучеников, прославившихся стоянием за веру, неизвестны. Церковь канонизирует часть из них - тех, о ком сохранились хоть какие-то документальные сведения. "Мы знаем: чем более жестокий режим, тем более тщательно он регистрирует свои злодеяния, - подчеркнул епископ Назарий. - Это было и в Римской империи, откуда нам сохранились мартирологи первых мучеников. Это было и в фашистское время. И большевистская, затем советская власть фиксировала многое о своих жертвах. Тем не менее, только Господь знает, сколько мучеников канонизировано Им".

Владыка напомнил, что Александро-Невское братство по благословению митрополита Владимира (Котлярова) и по инициативе братии лавры было возобновлено и более десяти лет проводит различные мероприятия, занимается катехизацией и просветительством. Одно из дел нынешнего братства - изыскание имен, которые еще не попали в синодик.

"Мы должны быть готовы к тому, что могут прийти времена, когда понадобится ставить перед собой такие же задачи, как ставило Александро-Невское братство, которое возникло в 1918 году как ответ на убийство протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых новомучеников. Святой Иоанн Кронштадский говорил, что Церковь взращена на крови мучеников. Кровь отца Петра стала семенем, из которого возродилось братство. Затем пошла волна и образовалось множество, возможно, немногочисленных, но деятельных братств. Друзья - это те, которые возникают в детстве, юности, с которыми мы идем по жизни. Братство - это то, что возникает в Духе Святом, потому что только Господь может заставить нас назвать друг друга братьями и сестрами. Братства возникли под действием Духа Святого, Который восстал на защиту той Церкви, которую основал Христос. Людям, которые в них вошли, ничего не было страшно. По-человечески все имеют страхи. Самый необходимый - это страх Божий, но по-человечески мы боимся потерять близких, свободу, жизнь. Но когда Дух Святой с такими людьми, они забывают об этом страхе и становятся как те мученики, которые были, когда Церковь только возникла".

Владыка обратил внимание на то, что в следующем году будет отмечаться 100-летие образования Александро-Невского братства.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов отметил, что те, кого сегодня помянули, своей жизнью, своим подвигом противостояли злу, которое пришло на Русскую землю, и мы должны извлечь урок из тех событий, избегать разделения и вражды.

От имени инициаторов создания памятника участников торжественной церемонии приветствовала Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства.

Первый проректор Свято-Филаретовского православного христианского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что необходимо проявить усилия для восстановления исторической памяти, но при этом следовать не столько букве, сколько духу: "Мы, собравшиеся здесь, в надежде следующие за Христом, должны не только оглядываться назад в прошлое, но и стараться быть носителями того духа Христовой жизни, который соединил братьев и сестер в православные братства на Руси в самые трудные времена".

На освящении памятника присутствовал Анатолий Чельцов - внук священномученика протоиерея Михаила Чельцова, одного из святых, чье имя выбито на плитах памятника.

Он рассказал о своем деде, который был настоятелем Троицкого Измайловского собора и председателем епархиального совета. Отец Михаил дважды приговаривался к смертной казни, первый раз - по делу митрополита Вениамина, но тогда расстрел был заменен пятью годами лагерей. Второй раз, в 1931 году на Рождество, смертный приговор был приведен в исполнение. Место захоронения неизвестно. Пострадали от советского режима и трое сыновей священномученика. В 1935 году его старший сын Павел вместе с малолетними детьми и женой был выслан за Урал, воевал, погиб, похоронен в братской могиле в Белоруссии. Среднему сыну Семену в 1938 году, когда он был студентом, было предложено публично отречься от своего отца, и он отказался. Документы по делу Семена Чельцова были обнаружены только нынешним летом: стало известно, что он был приговорен десяти годам лагерей, но в 1942 году скончался в Архангельске на лесоповале. Младший сын, Георгий, был арестован в конце войны, в 1945 году, и приговорен к пятнадцати годам, отсидел весь срок; к счастью, он дождался реабилитации при жизни. "Прожив долгую жизнь при тоталитарном режиме, я задавался вопросом, какая была причина того, чтобы убить миллионы невинных людей, - поделился Анатолий Чельцов. - Я не нашел ответа. Я нашел ответ на другой вопрос - что нам сейчас делать. Выход один - объединяться вокруг Русской Православной Церкви".

Составитель "Ленинградского мартиролога", директор центра "Возвращенные имена" Анатолий Разумов отметил, что установка памятника совпала с двумя датами: 100-летней годовщиной революции и 80-й - начала сталинского террора. Он обратил внимание на то, что Левашовское кладбище, по всем официальным данным, - крупнейший могильник, устроенный для погребения расстрелянных: "Летом 1937 года здесь гуляли дети, затем одиннадцать гектаров обнесли высоким забором, и пятьдесят лет никто не знал, что за ним творилось. А сейчас сюда снова пришли дети - значит, мы на верном пути, мы превращаем места ужаса в места памяти".

Приветствия по случаю освящения памятника направили митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх и Красноярский и Ачинский Пантелеймон, а также потомки репрессированных братчиков.

По оценкам историков, в Петрограде в начале XX века было более тридцати православных братств. Мощным импульсом к возникновению новых братств стал известный призыв Патриарха Тихона в 1918 году. Члены братств защищали от поругания и разорения святыни Александро-Невской лавры, устраивали в голодном Петрограде благотворительные обеды, помогали семьям заключенных, работали в больницах и детских домах, поддерживали уникальный Богословский институт для мирян, проводили открытые беседы и лекции о вере. Православные братства были окончательно ликвидированы советской властью к 1932 году. Почти все их руководители оказались в тюрьмах и ссылках. Однако, как отмечает историк Сергей Фирсов, впоследствии "именно из братской среды выходили лучшие церковные деятели, оказавшие огромное влияние на формирование следующего поколения священнослужителей".

ИА "Вода живая",
28.10.17