Новости Санкт-Петербургской митрополии

8 Ноября 2017
В годовщину столетия революции и начала подвига новомучеников и исповедников российских, 7 ноября, на сцене Ледового дворца состоялся музыкальный концерт "Перезвоны столетий. 1917-2017 год". Организаторы - совет по культуре Санкт-Петербургской епархии при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга и Центра культурных инициатив.

В концерте приняли участие хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под руководством Юрия Герасимова, ансамбль "Кронверк Брас" под руководством Ильи Кузнецова (коллектив - автор аранжировок всех песен, прозвучавших на концерте), звонарь Андрей Петров. Вели концерт заслуженная артистка России Анастасия Мельникова и народный артист России Александр Галибин.

В начале концерта на сцену вышел секретарь епархиального совета по культуре, директор и участник хора духовенства иерей Илия Макаров. В кратком слове он сказал, что сто лет назад люди захотели погасить звезду Рождества, которая ознаменовала начало нашей эры. Одним из символов "новой жизни" без Бога был маятник Фуко в Исаакиевском соборе, который на самом деле не доказывал отсутствие Бога, а подчеркивал пустоту, воцарившуюся в огромном храме. "У нас другой маятник - язык колокола", - подчеркнул отец Илия и добавил, что Церковь призывает людей к любви, а любовь - это та сила, которая способна все изменить, в том числе и чужую злую волю.

Анастасия Мельникова и Александр Галибин весь вечер читали подлинные письма самых разных людей, в которых отразилась история России за прошедшие сто лет. Письма деятелей культуры Серебряного века - Александра Блока, Леонида Андреева, Марины Цветаевой и других, - датированные 1917 годом, демонстрировали, при всей разности тона, наивность и непонимание того, что же случилось со страной на самом деле. Письма священномучеников из мест заключения, датированные 1920-1930 годами, свидетельствовали - возврата к прошлой, нормальной жизни уже не будет. Письма солдат, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, только усугубляли это ощущение. Иная тональность слышалась в письмах священнослужителей - архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Александра Меня к своим духовным чадам: становилось понятно, что, несмотря на невзгоды и испытания, любовь все преодолеет.

И видеоряд свидетельствовал об изменившейся жизни, о стремлении людей к счастью и радости. От начальных кадров смерти и разрухи (здесь свою роль сыграли не только кадры фотохроники, но и графика Джангира Сулейманова - символические фигуры красноармейцев и крестьян) к изображениям, относящимся к послевоенной жизни, где уже появляется цвет, радость - пусть пока только стремление к ней.

Неожиданно прозвучала песня "Мгновения" из сериала "Семнадцать мгновений весны" (музыка Микаэла Таривердиева, слова Роберта Рождественского): во время ее исполнения на экране появлялись портреты наших известных соотечественников, в основном - деятелей культуры, на фоне супрематических композиций Казимира Малевича, и становилось понятно, что в песне речь идет о проблеме выбора, которая стоит перед каждым человеком. Финал концерта тоже напомнил о творчестве Малевича: на экране возник знаменитый "Черный квадрат". С одной стороны, эта картина была задумана автором как "антиикона", с другой - многие считают это произведение пророческим изображением пропасти, в которую обрушилась наша страна. Но постепенно на сплошном черном поле стал проявляться лик Спасителя, ознаменовавший, что вера и любовь во Христе преодолеет трагическое разделение, возникшее в нашем обществе сто лет назад.

Особенность проекта в том, что в нем использованы не только широко известные материалы, связанные с выдающимися личностями, но и малоизвестные, а также никогда не публиковавшиеся, связанные с частной жизнью простых людей.

"За месяц до концерта мы разместили в социальных сетях объявления с просьбой прислать нам черно-белые семейные фотографии с 1917 по 1970-е, - рассказала корреспонденту ИА "Вода живая" режиссер Алена Поликовская. - Очень много людей откликнулось. Мы включили в видеоряд почти все снимки, кроме тех, которые были совсем плохого качества. Все эти фотографии были смонтированы в огромное панно, которое демонстрировалось, когда хор исполнял песню "Ах ты, степь широкая". Получился коллективный портрет нашей страны за сто лет, так что наш проект - поистине народный".
ИА "Вода живая",
07.11.17