Духовник общества православных психологов, настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице иерей Артемий Наумов, обращаясь к собравшимся, отметил, что целями конференции являются популяризация деятельности православных психологов на приходах и развенчание мифа, что психология враждебна православию.
"Даже среди преподавательского состава духовных школ долгое время было непонимание важности предмета психологии. Кто-то опасался, не "заменят" ли психологи священников в храме, что само по себе абсурдно. Но мы понимаем, что священнику всегда нужны помощники", - сказал он.
Третьей целью конференции отец Артемий назвал изучение путей духовного совершенствования через труды Феофана Затворника. "Он оставил административную деятельность и ушел в затвор ради своей души, - напомнил священник. - Спасение души является наиважнейшей задачей нашего земного бытия. Но душа может стать потемками, если не взглянуть в нее. Частицу спасения мы можем найти в нашей конференции".
Иерей Феодосий Амбарцумов зачитал доклад протоиерея Николая Брындина "Милосердное служение ближнему по трудам святителя Феофана Затворника". В нем шла речь о деятельности святителя: за десятки лет отшельничества тот написал более шестидесяти богословских произведений. До этого святитель нес служение на Святой земле - переводил рукописи, просвещал местное население, помогал священникам, при его участии устраивались приюты. Будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии и епископом Тамбовским и Шацким, а позже Владимирским, он устраивал церковно-приходские школы, открывал женские училища, заботился об образовании священников. Пример святителя и его наставления, отметил докладчик, и по сей день помогают в деле милосердного служения.
Заведующая отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН доктор филологических наук Марина Щербакова выступила с докладом "Святитель Феофан - наставник психологии в Новгородской духовной семинарии". Ей удалось обнаружить ценные воспоминания ученика святителя протоиерея Константина Туберозова - учебные планы, докладные записки в управление семинарии, личные воспоминания, написанные в годы ученичества. По воспоминаниям ученика, лекции святителя оставляли неизгладимое впечатление несмотря на то, что предметы, которые он преподавал, были крайне отвлеченными и сухими. Например, в преподавание логики он влагал свое нравственно-аскетическое мировоззрение. В то время логика определялась как часть группы наук, которые занимаются внутренним миром человека. Святитель преподавал и курс психологии, в который входило устройство тела человека и умозрительная психология, говорящая о сознании и совести. В докладе также была освящена деятельность святителя на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
Врач-психотерапевт клиники неврозов имени Ивана Павлова, аспирант кафедры психологии РГПУ диакон Александр Стебенев прочитал доклад "Рождение психологии. История преподавания опытной психологии в духовных академиях в середине XIX столетия". Так, в докладе отмечено, что при императоре Николае I в светских и духовных учебных заведениях из опасения революционных настроений вместо философии была введена психология, и идет речь о том, как это отразилось на учебном процессе.
В докладах и обсуждениях говорилось о духовной практике христианской жизни по трудам святителя Феофана Затворника: преодолении страстей, стяжании добродетелей; особое внимание уделялось взглядам святого на природу тела-души, духа, ума-чувства, воли человека. Было уделено внимание и современной православной психологии как с научной, так и с практической точки зрения - в частности, приходскому консультированию.
9 февраля конференция продолжится в крипте Казанского кафедрального собора, 10-го - в храме святителя Петра, митрополита Московского.
Святитель Феофан Затворник (Георгий Говоров; 1815-1894) - богослов, публицист-проповедник. Родился в селе Чернава Орловской губернии в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии. После смерти родителей принял постриг, вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1844 году определен на должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии. В 1846 году удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры. Был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, затем вернулся в Россию. С 1857 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В 1866 году подал прошение об увольнении с епископской кафедры, стал наместником Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Позже предался полному затвору, исключил общение с людьми, ежедневно служил Божественную литургию. Во время своего затворнического подвига владыка Феофан перевел пять томов "Добротолюбия", а также поддерживал переписку, отвечая ежедневно более сорока адресатам. Прославлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.