Новости Санкт-Петербургской митрополии

"Очищать сердце"

20 Марта 2022
Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
Вечером Недели 2-й Великого поста, 20 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

"Эти четыре воскресенья Великого поста мы посвящаем воспоминанию Страстной седмицы и особенно Великой пятницы, когда совершилось просто невероятное, небывалое событие: на Кресте умер Богочеловек - наш Спаситель, - сказал владыка в проповеди. - Вся вселенная потряслась от того, как Бог любит людей. Так, что пришел за них умереть. На Голгофе стояли несколько женщин и наблюдали, а народ в это время издевался над Спасителем. Но потом, когда Он воскреснет, все изменится: и ученики опомнятся, и другие люди задумаются, начнется проповедь апостольская о Христе распятом и воскресшем. Этой любовью, этим Крестом Господь сокрушил язычество. Такого в язычестве не было, чтобы Бог умирал за людей. С такой простой проповедью вышли апостолы в мир. Но мир Христа не признает и никогда не признавал. Ему не нравятся страдания, он ищет плотской радости, наслаждения. Мир полюбил грех. Грех что-то дает? На первый взгляд - да, но на самом деле высасывает последние соки из человека - и к концу жизни он приходит измученным. А Господь дает благодать, силу, энергию, и верующий к концу жизни приходит преображенным, освященным, в тот мир идет подготовленным. А этот мир, который любит только развлекаться, абсолютно не готов умирать. В мире ином плохо будет душе, которая Бога не признавала и не шла за Ним. А для нас Господь с Креста распростер объятия и говорит: "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24). Он ведет нас в Царствие Небесное. Поэтому слушайте Господа: каждый пусть возьмет свой крест и благодарит Его, ведь все тяготы, которые мы несем, - по нашим грехам. Бог помогает нести этот крест, если мы будем Его благодарить, что Он нас привел в этот мир, дал нам пожить здесь и открылся нам. Многие умирают, так и не узнав Бога, и там тоже Его не узнают. А мы - счастливые люди: уверовали в Него, и теперь остается только идти за Ним, очищая сердце от страстей и грехов. Поздравляю вас с наступающей третьей седмицей Великого поста, желаю пройти ее успешно - в покаянии, смирении, проявляя такую же любовь, как проявил к нам Господь. Ответная сердечная любовь к Нему - это именно то, что Он от нас ждет".

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
20.03.22